Материал опирается на знаменитую лекцию детского эндокринолога доктора Ластига "Сахар - горькая правда". Видео есть на Youtube и по-прежнему собирает множество просмотров.
Месседж профессора был нетипичен и глобален: сахар - яд.
Это заявление драматически противоречило всем возможным официальным рекомендациям того времени - да и до сих пор Американская ассоциация диабетиков, а вслед за ней и другие государственные органы здравоохранения не признают сахар проблемой.
Отвлечемся на время.
Представьте себе ситуацию: вы приходите к врачу, ваш сахар в полном порядке, вас хвалят и отпускают домой. А вы как-то странно себя чувствуете: набирается вес, появилась одышка, увеличился живот, проблемы с кожей....
Знаете, что это? Инсулинорезистентность. Ваши клетки давно уже блокируют глюкозу, потому что ваш рацион перенасыщен ею, сахар в крови неуклонно растет, но поджелудочная пока еще справляется, вырабатывая в противовес тонны инсулина. Когда она перестанет справляться, вы получите диагноз "диабет 2 типа".
Вот почему надо вместе с глюкозой мерить инсулин натощак - сколько его нужно, чтобы держать глюкозу в крови стабильной.
Вы можете 10 лет уверенно идти к диабету, не подозревая об этом.
И даже при таком диагнозе, когда вам жизненно необходимо забыть дорогу в бакалею, фруктовый отдел и даже к полкам для диабетиков, врач назначит вам овсяночку и свежевыжатый апельсиновый сок. Через несколько месяцев подобной "здоровой" диеты вы придете к нему за метформином.
Помните, если у вас диагноз "диабет" или "преддиабет" - любые углеводы больше не для вас. Ни сложные, ни простые, как валенок, ни - особенно! - фруктоза.
Ваш удел - редкие и сытные приемы пищи, качественная еда, из углеводов только очень небольшое количество некрахмалистых овощей. А лучше начать чистить рацион, пока гром не грянул.
Итак, вернемся к доктору Ластигу и фруктозе.
Корреляцию доктор привел страшнейшую: рост потребления сахара в мире = рост ожирения и хронических заболеваний.
В Америке проследить связь было нетрудно: рост ожирения и метаболических нарушений был напрямую связан с популяризацией высокофруктозного кукурузного сиропа (что подтвердило масштабное исследование доктора Дж. Брея из Центра биомедицинских исследований Пеннингтона).
Как фруктоза стала такой популярной?
А все очень просто. Она не поднимает уровень сахара в крови. Дальше этого добрые айболиты не пошли и начали впаривать ее всем подряд - особенно несчастным диабетикам.
А ПОЧЕМУ ФРУКТОЗА НЕ ПОДНИМАЕТ УРОВЕНЬ САХАРА В КРОВИ?
Наше тело просто не знает, что это такое. Глюкозу оно знает, поэтому такой тип сахара относительно легко распределяется по всем клеткам. А вот все незнакомое и потенциально опасное отправляется прямиком в печень на нейтрализацию.
Так и чудесная фруктоза - дешевая, сладкая, сохраняющая продукты свежими буквально месяцами - заполонила 90% всех продуктов с относительно сложным составом. Вы найдете ее в фабричном беконе, и в творожке, и в колбасе, не говоря уже о фастфуде.
Параллельно с ростом ее популярности в мире увеличились случаи метаболических нарушений.
Почему так? Потому что печень - основа нашего метаболизма, попросту не может вывести за раз такое гигантское количество фруктозы. Ей надо превратить всю эту невнятную карказябру в жир и отправить от греха подальше в жировые депо. До поры до времени печень с этим справляется, мы просто тихо-мирно жиреем.
А вот дальше начинается страшное - жир задерживается в печени, потому что она просто не успевает его метаболизировать. Итог - неалкогольная жировая болезнь печени и потеря функциональности гепатоцитов.
Это, конечно, не единственная причина проблем, но задумайтесь в следующий раз, прежде чем выпить газировку, органический сок или свежайший смузи, в котором как минимум полкило фруктов. И главное - не надо давать это ребенку!
В чем проблема рафинированного сахара?
Не в том, что это углевод. И даже не в том, что это рафинированный углевод. Исследования показывают, что простейший белый рис не оказал такого ужасающего влияния на здоровье китайцев в течение тысячелетий. Не было у них ни диабета, ни ожирения.
Беда столового сахара в том, что он содержит 50% глюкозы и 50% фруктозы.
К слову, рост диабета в Китае как раз совпал с тем, что в конце 90-х гг в этой стране начало набирать обороты потребление сахара.
Аналогичная история произошла и в Штатах из-за кукурузного сиропа.
И прикол тут опять в фруктозе. Значит, она - токсин? Отнюдь. Проблема в дозировке.
Естественное потребление фруктов вместе с их природной клетчаткой в небольшом количестве (1-3 штуки в день) не окажет никакого отравляющего влияния на организм. Норма - примерно 15-20 граммов в день.
Современный человек ест около 73 граммов добавленных сахаров в сутки! Это рецепт метаболической катастрофы. Вы берете маффин или синнабон к кофе на завтрак, мажете бутерброд полезным паштетом, добавляете в блюда готовые соусы, выбираете вкусные готовые котлетки, балуете себя соком, компотом и газировочкой, а еще иногда случаются тортики и конфетки.
Мне кажется, 73 грамма сахара - это так слабо сказано! Там больше. Намного больше. А печень способна обработать 15 граммов максимум.
Почему глюкоза не так страшна?
Глюкоза - основной сахар нашей крови. Это необходимое сырье для синтеза энергии, без нее не могут обходиться многие ткани. Даже если глюкозы из пищи не поступает вообще, организм будет синтезировать ее самостоятельно для своих нужд.
Мозгу, например, в принципе удобнее пользоваться глюкозой, но для этого совершенно необязательно есть шоколад. Мы храним некоторое количество глюкозы в форме гликогена, и при необходимости она поступает в кровь, чтобы уровень сахара оставался стабильным. Синтезируется она и из лактата, и из глицерола.
А вот при потреблении фруктозы уровень сахара в крови не меняется, потому что она даже не может циркулировать в кровотоке! Над ней трудится наша несчастная печень.
Вот почему фруктоза, которая не повышает уровень глюкозы в крови и инсулина, всегда считалась такой правильной и полезной.
Опасность фруктозы действительно не в повышении уровня сахара в крови. Ее отличительная черта - медленное накопление жира в печени.
А это готовая база для нарушения функционирования печени и, как следствие, метаболических проблем. Дальше будет ожирение, инсулинорезистентность и... у каждого свой печальный путь развития.
Может быть, пора перейти на настоящую еду без этой дряни?