Найти в Дзене

Мысли сходятся или пространство идей. "Закон" и "воля" в культуре.

изображение из галереи "Яндекс.Картинки"
изображение из галереи "Яндекс.Картинки"

Часто приходится слышать об "уникальности" или "своеобразии" той или иной культуры, народа, идеологии и т.п. Естественно, каждая культура, народ, философское направление уникальны. Как и практически любое архитектурное сооружение (кроме панельных домов). Но каждое архитектурное сооружение, во первых, имеет один и тот же набор основных "анатомических" элементов: фундамент, стены, крыша, перекрытия, окна, двери и т.п. Во-вторых, набор материалов весьма ограничен: дерево, металл, камень, глина. Так же примерно дело обстоит и с культурами. Несмотря на индивидуальное разнообразие, можно выделить некие общие для всех культур идеи и элементы, которые, комбинируясь в разных сочетаниях, и дают то самое разнообразие.

Первой из составляющих культуру идей я бы выделил идею "закон-воля", или "детерминизм-волюнтаризм". Эта идея определяет отношение к происходящим событиям вообще и действиям конкретного человека в частности. "Детерминистские" культуры признают наличие некоего единого заранее предопределённого закона, в соответствии с которым всё и происходит. "Волюнтаристские" культуры, напротив, говорят об абсолютной свободе в действиях и выборе а всё происходящее является лишь следствием этого выбора. И здесь возникает первое противоречие, поскольку для наличия какого-либо следствия, необходима связь между ним его причиной. А если эта связь является обязательной, то это уже закон, а закон уже есть элемент детерминизма. С другой стороны, даже совершенно детерминистский ислам, где "даже лист не упадёт без воли Аллаха", предполагает ответственность человека за нарушение предписаний. А это уже подразумевает, что человек может выбрать, исполнять предписания или нет, ведь если нет выбора - какая может быть ответственность? А это уже элемент волюнтаризма. Значит, нет "чистых" волюнтаристских или детерминистских культур, в каждой культуре есть и элементы закона, и элементы воли, в разной степени проявленные.

Например, древние греки были, преимущественно, волюнтаристами. Все, и боги, и люди, принимали решения, эти решения влияли на отношения между ними, возникали конфликты или, наоборот, сотрудничество. Отношения между богами и людьми носили "деловой" характер по принципу ты - мне, я - тебе. Однако, были также оракулы, дававшие предсказания, которых нельзя было избежать. Сходные черты имеет и культура германцев, где поведение богов, людей, великанов и других было совершенно свободным, лишенным указанного заранее предназначения, однако Рагнарёк всё равно неизбежен и всё к нему движется.

Большая степень детерминизма в Ведичской культуре, где уже появляются явно сформированные понятия "дхарма", обозначающее мировой порядок, закон, и "рьта", обозначающая всеобщий цикл, от суточного до вселенского. Формируются понятия "кармы", как необходимой связи между действием и его последствием, и "сансары" как колеса перерождений, в процессе которых и реализуется карма. Собственно, можно сказать, что "карма" и "сансара" являются "гуманизированными" интерпретациями понятий "дхарма" и "рьта". Элементы волюнтаризма представлены здесь тем, что каждые имеет право выбора - реализовывать дхарму или нет. Но следует помнить, что любое решение имеет последствия - карму. В культуре Китая детерминизм проявлен примерно в той же степени, только более детализирован. Есть разнообразные циклы, суточные, годичный, 12-ти летний "звериный", на который накладывается 5-летний стихий, и т.д. И все события, как в обществе, так и в природе, находятся в соответствии с этими циклами. Т.е., если по сочетанию циклов в этом году положен голод, или война, или, наоборот, небывалый урожай, значит, так и будет. А свобода проявится только в том, кто конкретно из крестьян будет жать, а кто - снопы вязать.

Соотношение "закон-воля" и сейчас иногда является определяющим даже не в поведении отдельных людей, а формировании целых идеологий. Например, идеология "открытого общества" построена на преобладании воли, в то время как исторический материализм говорит о наличии объективных законов исторического развития. Истина, как всегда, где-то рядом.