Сколько мне не приходилось перелопачивать материалов про Р-39, но почему-то не один историк авиации не обратил на одну интересную особенность «Арокобры» - способность делать большое количество самолёто-вылетов. Наверное многие помнят мемуары Покрышкина, где лётчики обращаются к командиру полка, чтобы он разрешил им летать большими группами за счёт увеличения числа боевых вылетов. Арифметика тут простая. Допустим, эскадрилье из 12 «Яков» пришла «разнарядка» на 6 боевых заданий. Техническое состояние этого истребителя позволяет сделать два вылета в день. Значит в каждом боевом вылете будут участвовать по 4 «Яка». Теперь гипотетически предположим, что «Як» может сделать 4 вылета в день. Значит на боевое задание можно смело посылать по 8 истребителей! Красота да и только! И потери будут меньше и число воздушных побед будет больше. Положительное решение от командира полка было получено, но на самом деле, это «Кобра» дала «добро» на её более интенсивную эксплуатацию!
Давайте вспомним типичную картину на Восточном фронте. Приземляется Ме-109. К нему, как к болиду «Формулы-1» устремляется бензозаправщик, оружейники, механики.. Пилот перекусил, вздремнул пол часа - всё,самолёт к боевому вылету готов. Теперь, приземляется Як-1. Вероятность у «Яка», по сравнению с «Худым», что он сделает очередной боевой вылет намного меньше. У «Яка» почти всегда что-то течёт, что-то стучит, что-то гремит и не исключено, что какой-то фрагмент отвалился от крыла. Кстати, с крылом вообще беда! Оно было неразъемным! Всё это у Яковлева делалось ради соблюдения «весовой культуры». С «Мессером» всё намного прощк - крыло крепится на нескольких крепёжных болтах.
Возвращаясь к приземляющемуся «Яку» стоит сказать, что пилоту стоит уповать на механика, который провозится с истребителем всю ночь и чудо состоится. Самолёт к завтрашнему утру будет готов, но это будет уже завтра, а сегодня самолёто-вылеты для «Яка» завершены. К сожалению, это абсолютно нормальная ситуация! Авиастроение - эта сфера высоких технологий, а какие могут быть технологии у страны, которая «вчера» прошла индустриализацию? Дефицит алюминия, двигателей нормальных нет. Эту несчастную «Испано-Сюизу» уже до бесконечности форсировали - перефорсировали! Чтобы у истребителя хоть немного соответствовали ТТХ противника, экономили на всём - на прочности, на вооружении... Про приборостроение я даже начинать не буду! Скажу лишь, коль мы «зацепили Як», что Як-1 поначалу не имел даже бензиномера! Как можно лётчику воевать, не зная сколько у него топлива!? Потом, правда «прибор» поставили, но он работал тогда, когда в истребителе оставалось менее 80 литров, а так - «полный бак»! Вот так и воевали наши деды!
Вспоминается мемуары, когда строевая часть послала лётчика на завод-изготовитель с гневным письмом по поводу качества сборки истребителей. Когда лётчик зашёл в сборочный цех и увидел полуголодных детей, то у него градом хлынули слёзы! А вот так работали наши бабушки и дедушки в тылу!
Вернёмся к теме интенсивности боевых вылетов. Меня всегда умиляло лобовое сравнение по количеству истребителей, на том или ином участке фронта. Потом аваисториком делались какие-то «многозначительные» выводы. Во внимание нужно брать не количество самолётов, а количество самолёто-вылетов! Много ли толку от «Яка», который произвёл в два раза вылетов меньше, чем его оппонент по ту сторону линии фронта? Тем не менее, выводы делаются, что нас в истребителях преимущество, потому что их (допустим) в полтора раза больше...
Теперь хочется спросить у Читателя, а какой советский истребитель, согласно статистике, стоит на втором месте после «Аэрокобры» по интенсивности боевых вылетов? Это, лично мною любимый, истребитель-солдат - Ла-5(7)! На этом истребителе особо ломаться было нечему. Действительно, надёжный двигатель воздушного охлаждения М-62(82). Да и по крыльям с фюзеляжем особых вопросов не было. Они в свою очередь достались «Лавочкину» от прочного «дельтадревесного» ЛаГГ-3. Отсюда хорошая ремонтопригодность и высокая статистика по количеству вылетов.
Итак, уважаемый Читатель, первое место по интенсивности вылетов занимает Р-39 «Аэрокобра», второе - Ла-5(7). Теперь смотрим, на каких истребителях воевали советские топ-асы, правильно - на «Лавочкине» и «Кобре». Вот вам и все загадки этого «американца на русской службе».
С уважением! Оболенский Сергей