Здравствуйте, друзья!
Постоянно слышу о том, что в России нет нормального кино, что наши актеры играть не умеют, и вообще все так плохо.
Хорошее кино у нас есть, просто среди обилия «мыла» его надо поискать. А вот что русские актеры в большинстве своем уступают в мастерстве западным коллегам – это факт. Как это ни прискорбно признавать мне самой как актрисе...
Почему так происходит и чего не хватает нашим российским актерам для хорошей игры?
Вообще парадокс. Россия – родина Станиславского, по системе которого играет весь Голливуд (только не признается), Михаила Чехова, Немировича-Данченко...В чем же тогда проблема?
Во первых, в системе образования.
На западе актеры учатся совершенно по-другому, чем у нас.
В Америках всяких и Европах нет такого обилия театральных институтов, как у нас, и большинство знаменитейших артистов у них не имеют профильного актерского образования. Если не верите, почитайте биографии Бреда Питта, Джонни Деппа и других звезд такой же величины. Все они вышли в профессию через курсы актерского мастерства. Большинство – через курсы Иваны Чаббак. А ВУЗ и курсы, тем более там, - это две большие разницы.
Во-первых, люди, всю жизнь живущие в рыночной экономике, привыкли оказывать услуги высокого качества, поэтому даже самые бюджетные курсы там дают действительно качественное образование. Если честно, то иногда лучше, чем во многих наших ВУЗах… И что немаловажно, а вернее – ОЧЕНЬ важно – у них на этих курсах есть обучение специально для кино! В отличие от них, у нас актерское образование заточено на театр, и только на театр. А в кино выкручивайся сам как хочешь.
А между тем, технически для актера работа в кино и работа в театре отличается колоссально! Поэтому зачастую наши актеры, прекрасно (или не очень) подготовленные для театра, в кино оказываются совершенно беспомощными. И некомпетентными. И опыт к бедолагам приходит вместе с провальными фильмами и помидорами от зрителей.
Второй момент, касаемый образования, кроется в сознательности самих актеров. Раз там подавляющее большинство выходит через курсы, у них есть вечный "синдром недоучек". Они учатся всю жизнь, с перерывами на съемки фильма. И даже уже получив роль, отрабатывают ее вместе с педагогом.
Дословно это выглядит так. Занимается актер на курсах, параллельно ходит на кастинги. На курсах прорабатывает ошибки прошлых кастингов. Отрабатывает задачу (если она известна) на следующий. Получает роль – потому что молодец, берет сценарий в рученьки и бодрым маршем бежит к няньке-преподавателю. Дальше уже в индивидуальном порядке разрабатывает психологический портрет героя, его предысторию, сверхзадачу и т.д., вплоть до детального разбора каждой сцены. По Станиславскому!!!
Что делают наши дипломированные герои? Правильно! Получают госдиплом по единой программе, без индивидуального подхода, и выходят в работу. У многих включается механизм «Не учите меня жить!», типа он и так все знает. И это сильно губит их карьеру – я об этом подробно рассказывала в этой статье.
А кто-то, может, и рад поучиться еще или отработать сцену фильма, но не так-то легко по доступной цене найти преподавателя. На те деньги, которых и так нет у молодого актера, он максимум сможет нанять такого же выпускника ВУЗа, как и он сам. Занятия у именитых педагогов за пределами института могут позволить себе только богатые люди, как и нанимать психолога чтобы с ним разбирать роль.
Повезло тем, кто в работе или институте оказался под крылом сильного руководителя. Олег Табаков, например, вымуштровал артистов, которые потом оправданно стали знаменитыми. Но он и отбирал себе людей жестко – единицы к нему попадали. И только они сейчас и на слуху остались. Поэтому большинство актеров после получения диплома прекращают свое развитие. А если учесть, что некоторые институты запрещают сниматься во время учебы, то он выходит еще и совершенно не опытным. Вот и выплывай как хочешь.
Второе – это система отбора актеров на роль.
В Голливуде дела с кумовством обстоят намного жёстче. Да и люди там практичнее. Никому не захочется выкидывать бешеные деньги ради того, чтобы дать дорогу бездарному сынку или любовнице. Там актерам платят много, но и требуют за это на-гора! Поэтому лучшие роли достаются сильнейшим, а не роднейшим. И выгнать могут только так, поэтому какой бы ты звездой не был – отрабатывай!
Там актеры постоянно развиваются. Постоянно! Им не зазорно, получив три Оскара, идти к педагогу и изучать все заново. У нас такой сознательностью обладают лишь единицы. Ну, собственно, они и удерживаются на вершине Олимпа надолго и без нареканий от зрителей. Поставить бы нам эту систему на поток… А вы бы что предложили?
Если понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал – погружу вас в актерский мир)))