Про воспитание в школе пишут и говорят много. Мнения разнятся от «вам в школу ребёнка отдали, вы и воспитывайте» до «воспитывать должна семья, школа даёт знания».
По-моему, это мнения крайние и неверные. Воспитанием нужно заниматься всем: и семье, и школе, и государству, и СМИ…
Теперь поподробнее о школе. Кто должен заниматься воспитанием в школе? Все. Даже не так. Всё!
В школе воспитывает всё: каждый урок, стиль общения всех со всеми, сама обстановка, атмосфера, школьные принципы и т.д.
И я уверен, что каждая школа стремится сделать в этом плане всё наилучшим образом. Получается по-разному, но сейчас не об этом.
Педагогика давно придумала разные воспитательные методы, инструменты. Даже должность специальная сформировалась - классный руководитель, которые и должен, в первую очередь, заниматься воспитанием вверенного ему класса.
Сейчас, правда, классный руководитель превращён в этакого менеджера, который следит за посещаемостью, пишет планы, графики, отчёты… Непосредственно с детьми ему заниматься некогда.
Возникает вопрос: мы всерьёз хотим воспитывать наших детей? Мы – это в самом высоком понимании – страна, государство. Ответ вроде бы очевиден – да. Об этом говорят и пишут на каждом углу.
Но тогда давайте из этого и исходить. Можно заставить школы написать замечательные программы «воспитания и социализации», разработать, обсудить и утвердить всевозможные «дорожные карты» - от финансовой грамотности и борьбы со СПИДом до недель юного избирателя и антикоррупционного воспитания. Но всё это так и останется на бумаге, если некому и некогда будет работать непосредственно с детьми.
Хочешь, не хочешь, а постоянно возникают мысли об освобождённых классных руководителях.
Денег нет? Я об этом даже слушать не хочу. Мы прекрасно видим: когда что-то «вверху» хотят и проявляется политическая воля, деньги находятся сразу и в любых количествах.
Все последние кадровые реформы (оптимизации) в школах проводились по принципу «сэкономить». Может быть, пора провести реформу под конкретную задачу: «воспитывать»?
Ведь были же когда-то «классные дамы». А в советское время в общежитиях, в училищах и техникумах были воспитатели. Сейчас такая необходимость назрела и в школах.
Можно долго говорить о значимости воспитания, можно каждый год повышать оплату за классное руководство (даже сразу по «пять тыщ»), но нынешний перегруженный учитель не сможет полноценно и качественно заниматься воспитанием. Физически не сможет.
Кстати, подготовить хорошее мероприятие с классом (обычный классный час) намного труднее, чем урок. Если, конечно, мы говорим об эффективном мероприятии, которое будет детям интересно, которое подействует на них «изнутри», заставит задуматься, сделать правильные выводы. А пока чаще всё проводится «для галочки».
Тема большая и спорная. Поговорим об этом и в следующих статьях.
Друзья! Подписывайтесь на канал – будем вместе.
Вступайте в группу наших единомышленников "Сельская школа"
Может быть интересно:
Опрос ОНФ, или чем недовольны родители...