Прежде чем будущий лётчик сможет самостоятельно летать, его надо обучить основам управления самолётом, взлёту, посадке, полётам по маршруту в простых и сложных метеоусловиях, визуально, по приборам, днём, ночью, летом, зимой.
Новичку нужно тренировать навык полёта, но на одноместных машинах это делать сложно и опасно.
Для того, чтобы курсант дожил до окончания обучения его выпускают в полёты с Инструктором , который руководит действиями подопечного, мешая ему уронить самолёт, загнать машину в опасное пространственное положение, объясняя ошибки при заходе на посадку и многие другие практические сложные или неочевидные на земле моменты.
Для тренировки курсантов с инструкторами существуют учебные модификации обычных самолётов или специально построенные учебные машины.
Дальше я покажу некоторые из них.
Одним из самых массовых предвоенных учебных самолётов был биплан У-2 (По-2).
На нём были выпущены в первый полёт тысячи курсантов советских ВВС.
Для подготовки летчиков-истребителей, на следующем этапе обучения, использовались более быстрые самолёты УТ-2, УТИ-4 и некоторые другие.
Эти машины были сделаны из дерева и ткани, поэтому ни один из них не сохранился в виде памятника - есть только несколько музейных экспонатов, новодельных выставочных макетов или действующих реплик.
Зато послевоенная учебная авиация встречается на улицах и постаментах достаточно часто.
Например, один из самых известных аэроклубовских самолётов второй половины XX-го века - самолёт Як-52.
На нём проходили первоначальное обучение множество мальчишек-старшеклассников и курсантов лётных училищ.
Те из них, которые хотели стать спортсменами потом переходили на одноместный вариант самолёта - Як-50.
Летающей партой для реактивной авиации был МиГ-15УТИ.
Двухместный вариант самого известного советского истребителя конца 1940-х начала 1950-х - МиГ-15 и его младшего брата МиГ-17.
В дальнейшем, МиГ-15УТИ был заменён в училищах и аэроклубах на специализированный учебный самолёт чехословацкого производства Aero L-29 Delfin и его наследника Aero L-39 Albatros.
Для освоивших обычный реактивный самолёт следующим шагом были сверхзвуковые машины.
Например двухместный МиГ-21УМ - для обучения полётам на самом массовом сверхзвуковом самолёте в мире.
Стоит отметить, что обучение полётам на самолётах было не единственной задачей аэроклубов ДОСААФ и ГВФ.
Например, широко использовались безмоторные планеры.
Для буксировки применялись несколько разных самолётов, например Як-18 (тоже двухместный-учебный) или польский PZL-104 Wilga (так же мог иметь двойное управление).
А ещё в аэроклубах активно проводили парашютную подготовку.
Для многих "перворазников" тот самый первый шаг в небо был сделан с борта самолёта Ан-2.
Самое интересное, что эта машина, впервые взлетевшая в 1947 году, активно эксплуатируется и в 2020-м.
В первые послевоенные десятилетия большие группы парашютистов сбрасывались с самолёта Ли-2.
По мере замены Ли-2 на их место (в военных частях) становились самолёты ВТА.
Например, Ан-12 или Ил-76.
А в наши дни парашютисты часто используют чешские L-410.
А вы учились летать или прыгать на этих и других машинах?
Расскажите в комментариях о своём опыте :)