Найти в Дзене
ru-memorials

Учебная авиация

Прежде чем будущий лётчик сможет самостоятельно летать, его надо обучить основам управления самолётом, взлёту, посадке, полётам по маршруту в простых и сложных метеоусловиях, визуально, по приборам, днём, ночью, летом, зимой.

Новичку нужно тренировать навык полёта, но на одноместных машинах это делать сложно и опасно.
Для того, чтобы курсант дожил до окончания обучения его выпускают в полёты с Инструктором , который руководит действиями подопечного, мешая ему уронить самолёт, загнать машину в опасное пространственное положение, объясняя ошибки при заходе на посадку и многие другие практические сложные или неочевидные на земле моменты.

Для тренировки курсантов с инструкторами существуют учебные модификации обычных самолётов или специально построенные учебные машины.

Дальше я покажу некоторые из них.

Одним из самых массовых предвоенных учебных самолётов был биплан У-2 (По-2).
На нём были выпущены в первый полёт тысячи курсантов советских ВВС.

По-2, Александр Маркин - PO-2 RA-1945G, CC BY-SA 2.0
По-2, Александр Маркин - PO-2 RA-1945G, CC BY-SA 2.0

Для подготовки летчиков-истребителей, на следующем этапе обучения, использовались более быстрые самолёты УТ-2, УТИ-4 и некоторые другие.

УТ-2, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=122033
УТ-2, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=122033

Эти машины были сделаны из дерева и ткани, поэтому ни один из них не сохранился в виде памятника - есть только несколько музейных экспонатов, новодельных выставочных макетов или действующих реплик.

Зато послевоенная учебная авиация встречается на улицах и постаментах достаточно часто.

Например, один из самых известных аэроклубовских самолётов второй половины XX-го века - самолёт Як-52.
На нём проходили первоначальное обучение множество мальчишек-старшеклассников и курсантов лётных училищ.

Як-52, Тобольск
Як-52, Тобольск

Те из них, которые хотели стать спортсменами потом переходили на одноместный вариант самолёта - Як-50.

Як-50, Тула
Як-50, Тула

Летающей партой для реактивной авиации был МиГ-15УТИ.
Двухместный вариант самого известного советского истребителя конца 1940-х начала 1950-х - МиГ-15 и его младшего брата МиГ-17.

МиГ-15УТИ, Раздельная, UA
МиГ-15УТИ, Раздельная, UA

В дальнейшем, МиГ-15УТИ был заменён в училищах и аэроклубах на специализированный учебный самолёт чехословацкого производства Aero L-29 Delfin и его наследника Aero L-39 Albatros.

Aero L-29 Delfin, Луховицы
Aero L-29 Delfin, Луховицы

Для освоивших обычный реактивный самолёт следующим шагом были сверхзвуковые машины.
Например двухместный МиГ-21УМ - для обучения полётам на самом массовом сверхзвуковом самолёте в мире.

МиГ-21УМ, Одесса, UA
МиГ-21УМ, Одесса, UA

Стоит отметить, что обучение полётам на самолётах было не единственной задачей аэроклубов ДОСААФ и ГВФ.

Например, широко использовались безмоторные планеры.
Для буксировки применялись несколько разных самолётов, например Як-18 (тоже двухместный-учебный) или польский PZL-104 Wilga (так же мог иметь двойное управление).

PZL-104 Wilga, Ciemupe, LT
PZL-104 Wilga, Ciemupe, LT

А ещё в аэроклубах активно проводили парашютную подготовку.
Для многих "перворазников" тот самый первый шаг в небо был сделан с борта самолёта Ан-2.
Самое интересное, что эта машина, впервые взлетевшая в 1947 году, активно эксплуатируется и в 2020-м.

Ан-2, Брянск
Ан-2, Брянск

В первые послевоенные десятилетия большие группы парашютистов сбрасывались с самолёта Ли-2.

Ли-2Т, Минск
Ли-2Т, Минск

По мере замены Ли-2 на их место (в военных частях) становились самолёты ВТА.
Например, Ан-12 или Ил-76.

Ан-12, Байконур.
Ан-12, Байконур.

А в наши дни парашютисты часто используют чешские L-410.

L-410UVP, Шепси
L-410UVP, Шепси

А вы учились летать или прыгать на этих и других машинах?
Расскажите в комментариях о своём опыте :)