Найти в Дзене
Чаинки

Не поле перейти... "Прощаю!"

yandex.com
yandex.com

Главы: 1) Отец 2) Во хмелю 3) Мать 4) Сын 5) Отъезд 6) В первый класс

7) На Базе 8) Долги 9) "Я докажу!"

Время действия - 1971 год.

Как часто люди становятся жертвами предубеждений и обманчивых представлений! Как часто люди совершают поступки, уверенные в собственной правоте, которая на самом деле оказывается лишь иллюзией!

«Я вижу тебя, как облупленного!», «Я знаю тебя, как свои пять пальцев!» - говорит взрослый своему ребёнку, не догадываясь, что знает и видит он только собственные фантазии, а реальный ребёнок знаком ему не больше инопланетянина.

Пятилетняя девочка с интересом рассматривает рыбу, которую раньше видела только на картинке. Рыба несколько минут назад выловлена в озере отцом девочки, она сверкает чешуёй, извивается в ведре, норовит выпрыгнуть. Малышка с радостью узнаёт – вот это хвост, а это плавники.

- Жабры! – довольная, говорит она.

- Не уши, а жабры! – поучающим голосом «поправляет» её мать.

Она не услышала того, что ребёнок сказал на самом деле. Она услышала только то, чего она ожидала от дочери, не подозревая, что ребёнок гораздо умнее и развитее. Она обесценила детское открытие своим безапелляционным тоном и заниженными ожиданиями.

Но ещё хуже, когда взрослый уже не обманывается, а сознательно старается не замечать настоящего ребёнка, подменяя его шаблонным образом. Что толкает его на это? Неприязнь? Или нежелание признавать, что его представление о маленьком человечке оказалось ошибочным?

С Мишей Морозовым было именно так.

Повод «доказать» Екатерине Фёдоровне, что он разбирается в математике лучше, чем она думает, представился довольно скоро.

Объясняя у доски новую тему, учительница написала несколько примеров:

- Ребята, а как бы вы решили их? Ну, кто сможет?

Примеры были явно не под силу большинству класса. Даже хорошисты опустили глаза, опасаясь быть вызванными к доске. Но на Мишку в тот день нашло озарение. Он ясно увидел, как нужно решать. Счастливый от своего открытия, от сознания того, что он сам! сам нашёл способ получить ответ, он поднял руку.

- Ну, Морозов, покажи нам, как бы ты поступил с этими примерами.

Мишка, едва сдерживая ликование, вышел к доске. Написал решения, объяснил, что нужно делать.

- Правильно, Морозов! – одобрила Екатерина Фёдоровна и, повернувшись к классу, продолжила, - Вот видите, дети, как хорошо заранее читать следующий параграф!

Мишка растерялся:

- Но я не...

- Садись, Морозов! – даже не стала дослушивать его Екатерина Фёдоровна.

Мишка замер. И вдруг у него возникло ощущение, что это не Екатерина Фёдоровна ведёт урок. Что перед детьми стоит Зинаида Петровна, его первая учительница. И сразу пришла мысль: а зачем он должен ей что-то доказывать? Ведь это невозможно!

У учителя уже сложилось о нём чёткое представление как о никчёмном человеке, о двоечнике, который способен совершать только ошибки. А он пытается доказать ей, что ошибается она! И этими попытками он всё больше озлобляет её, вызывает всё больше неприязни к себе.

Больше Мишка не пытался никого ни в чём переубеждать. Он писал в тетрадке то, что было положено. По возможности делал домашние работы. Отвечал, если спрашивали. Молчал, если не замечали. На раздраженные учительские выпады никак не реагировал. И только когда слышал слишком уж обидные слова, смущенно улыбался, вызывая новую вспышку недовольства: «Он опять улыбается! Каков наглец!»

По итогам года безжалостно вывели Мишке двойки и оставили на второй год.

- Ничего, сынок. В жизни всякое случается. Ты, главное, обиды в душе не затаи. Это хуже всего, - утешал его Егор.

А Мишка жался всем телом к нему, вдыхал родной запах и молчал.

- Оно ведь знаешь как. Люди зло тебе сделали. Так ведь у каждого своя боль в жизни и своя правда. Может, их понять, пожалеть надо. Счастливый-то человек зла не сделает. А с другой стороны - тебе человек напакостил, а ты обиделся. Время пройдет, та пакость забудется. А обида тебя разъедать будет. Выходит, ты той обидой сам себе худо делаешь. А ты отпусти! Прости его. Пожалей.

И Егор целовал макушку, прижимал к себе Мишку. Ах, если бы можно было защитить его от всех бед и бурь. Да ведь не убережёшь, не прикроешь!

-2

Летом Егору дали на Базе дом. Новенький, из белого силикатного кирпича, с уютной верандой и небольшим двориком. Рядом хлопотали, обустраивались новые соседи. По старой своей привычке Наталья сложила во дворе небольшую печь, в которой выпекала хлеб и готовила еду в летнюю жару.

К переезду подоспел Василий – отслужил своё в армии, вернулся. С ходу поступил в техникум, учиться заочно на агронома. А пока устроился водителем в совхоз.

Приехала проведать родителей и помочь с обустройством Валентина. Полугодовалая Катюшка, Валина дочка, спокойная и серьёзная, вызывала всеобщее умиление. Её не спускали с рук, а она, похоже, полюбила всех Морозовых.

На следующее после Валиного приезда утро в дверь постучали.

- Бабушка, ты дома? – раздался громкий женский голос.

- Входи, входи, Танюша! – откликнулась Наталья, направляясь к гостье.

В дом несмело вошла женщина.

- Бабушка, хлебца нет у тебя?

- Сейчас. Сейчас дам! – засмеялась Наталья. Достала большой домашний каравай, отхватила ножом добрую половину. – Возьми. Свежий.

- Ой, бабушка, спасибо! Дай Бог тебе здоровья! А я-то думала, что дома есть хлеб, а ребятёшки, оказывается, весь поели. В магазин-то когда ещё привезут! А я куплю – отдам тебе, бабушка! Ты уж не сомневайся!

- Да ладно, Танюша, отдашь! Не переживай!

Женщина повернулась уходить, но вдруг увидела на столе яйца в стареньком решете. Обернулась к Наталье и, понизив голос, сказала:

- Бабушка, а яичек у тебя нет? Хоть парочку. Ребятишек накормлю.

- Как нет, есть! Вот, возьми! – она протянула решето гостье.

- Ой, бабуля! Дай же я тебя поцелую! Спасибо тебе! – потянулась обниматься женщина.

- Ладно, ладно! Корми детей! – расхохоталась Наталья.

Странная гостья выскользнула в дверь, унося свою добычу.

- Мама, кто это? – удивлённо спросила Валя.

- Соседка. Через два дома от нас поселились, - спокойно сказала Наталья, накрывая на стол завтрак.

- Зачем ты ей даёшь столько продуктов? Она же не вернёт никогда!

- Знаю, что не вернёт, - парировала мать. – Но у неё много детей. Они приехали откуда-то из Сибири. Живут бедно. Ребятишек много, а кормить нечем. Вот и просит продукты, бедолага. Ничего, от нас не убудет. Пусть едят.

Валентина покачала головой:

- Ой, мама...

- Так мы же вроде не голодаем? – повернулась к ней Наталья. – Не последнее отдаём? Нам Бог помогает. Почему бы не поделиться?

Нечего было ответить Вале. Промолчала.

А семья у Тани Ивицкой оказалась неплохой. Просто так сложились обстоятельства. Но самое главное, что был у неё сынок – Серёга, Мишкин ровесник. И мальчишки очень быстро подружились.

Да, Мишкина жизнь на Базе начинала налаживаться.

Продолжение следует...

Если вам понравилась история, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации! Больше рассказов можно прочитать на канале Чаинки