«Говорение на языках» - безусловно, один из самых эффектных феноменов в истории христианства. Будучи замечено верующими в самые первые годы существования этой религии, «говорение на языках» впечатляло и ужасало многих людей. Оно являлось зримым чудом – одним из немногих чудес, которые можно было относительно часто наблюдать воочию, а не просто читать о них в религиозных текстах.
Естественно, что «говорение на языках» в глазах верующих являлось одним из главных доказательств существования бога и всего «сверхъестественного» мира в целом. Прямо на глазах простых людей очередной «чудотворец» приобщался к некоему высшему миру и приобретал необычные способности.
Данный феномен, однако, не был бы столь удивительным, если бы во времена раннего христианства существовала медицина современного уровня. Нынешняя психиатрия знает очень простое и элементарное объяснение «говорения на языках». Это не что иное, как глоссолалия – симптом некоторых психических болезней. Он заключается в произнесении нечленораздельных звуков, слогов и их сочетаний, так что создаётся иллюзия осмысленной речи.
Любопытно, как менялось христианское истолкование глоссолалии с течением времени. В самые первые годы христианские общины состояли из людей бедных и неграмотных, представлявших самое социальное дно Римской империи. Нередко они становились свидетелями того, что какой-нибудь чудак произносит «речи», которые на слух напоминали какой-то иностранный язык. Известно, что в определённых обстановках – например, внутри переполненного людьми и благовониями храма – симптомы многих психических заболеваний обостряются; поэтому и «говорящих» часто можно было наблюдать в церковном полумраке во время службы.
Естественно, что тёмным и неграмотным прихожанам казалось, что «блаженный» говорит на настоящем иностранном языке, в том числе на каком-нибудь древнем. Священникам такие представления были только на руку, и они с удовольствием поддерживали в народе эту легенду. Со слов таких неграмотных свидетелей составлялись и жития «говорящих на языках» «святых».
Но время шло, и к христианству стали обращаться совсем другие люди. Богатые, знатные и образованные. Допустим, в храме у очередного «блаженного» случился припадок, и он заговорил, как показалось прихожанам, на египетском языке. Но среди посетителей храма был какой-нибудь образованный аристократ, который вдруг заявлял: «Что вы мне голову морочите? Я знаю египетский язык; как-никак, я несколько лет служил послом императора в Египте. Это не египетский язык, а просто нечленораздельные звуки!».
Что делать в таких ситуациях священнику? Ведь аристократ разоблачал «великое чудо» и мог отвадить прихожан от храма. На такие случаи церковь приготовила новый тезис: это, дескать, «ангельский» язык. Это один из тех языков, на которых не говорят на земле, но на которых общаются ангелы на небесах. И «блаженный» в данном случае приобрёл особый дар – приобщиться именно к этому скрытому ангельскому миру. С помощью такого объяснения церковным работникам удавалось сохранить шоу неразоблачённым: носители ненавистной им «эллинской мудрости» оказывались посрамлёнными.
В современной церковной догматике сохраняются оба представления: одни «святые» разговаривали на естественных человеческих языках, а другие – на «ангельских». Однако любой мало-мальски образованный человек сегодня знает, что в психических заболеваниях нет ничего сверхъестественного.
В целом обожествление психически больных – распространённый приём в христианстве. «Блаженные», «юродивые», «удостоившиеся дара святого духа» - все они, выделявшиеся неадекватным поведением, внушали верующим благоговейный страх, поскольку природа этих заболеваний была ещё не изведана. А священники ловко использовали народные заблуждения и суеверия в своих корыстных целях.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: