Заметки путешественника
Всем привет!
В прошлых четырех статьях я говорил о транспортных системах городов Иркутской области (Усть-Илимск, Братск, Усолье-Сибирское, Ангарск). Теперь настало время уделить внимание столице региона - Иркутску.
Иркутск, сам по себе, достаточно возрастной город, В этом году ему исполняется 359 лет. Но транспорт появился лишь в 19 веке в виде частного извоза. Сейчас основными видами транспорта в городе считаются автобусы с маршрутными такси, троллейбусы и трамваи. Также имеется водная навигация и пригородные электрички.
Первые упоминания датированы 1836 годом, но был он низкоквалифицированный, не регулярный. В 1879 году были запущены дилижансы от Амурской улицы до Покровской церкви и от Гортеатра до Учительской гимназии. В 1899 году в городе запустили омнибусы, вместимостью в 12 мест.
15 января 1926 года в городе появилась городская организация, занимающая перевозками. Это были и грузоперевозки, легковое "такси" и автобусное сообщение. Последнее осуществлялось на автобусах, привезенных из-за рубежа - Dodge и Ford - также вместимостью в 12 мест. Правда, поставлялась лишь основа, кузов собирали уже на месте. Первый маршрут соединил Маратовское предместье с железнодорожным вокзалом. Стоимость проезда, правда, была по тем временам запредельной: до 60 копеек.
В 1940-х годах произошла реорганизация предприятия, в результате которой появилось объединение "Верхлентранс". С началом ВОВ, большинство автобусов ушло на фронт, два маршрута были отменены. К концу Великой Отечественной Войны в городе курсировал лишь 1 маршрут автобуса: от Иркутского моста до Маратовского предместья. В парке находилось 5 машин, на линию выходило от 2 до 3 в период с 7 до 20 часов. После войны началось масштабное развитие маршрутной сети. Уже 2 года спустя в городе функционировало 4 маршрута, все шли от железнодорожного вокзала до того же предместья, аэропорта, предместья Рабочее и Лисихинского кирпичного завода. Автобус в городе обрел большую популярность. Уже через 10 лет, в 1957 году, в городе работало 12 маршрутов, обслуживаемых 150 машинами. В 70-80-е годы в город поступали автобусы ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695, а также венгерские автобусы Ikarus.
Сейчас в городе имеется 49 маршрута автобусов, в которых действуют льготы и установлены тарифы и 72 коммерческих маршрута. Имеется один муниципальный перевозчик - "Иркутскавтотранс". В его владении 250 единиц техники, различного класса (есть малый, средний и большой). Часть машин низкопольные - например, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-4292 и МАЗ-206. Большинство машин производства Павловского завода: ПАЗ-3203 и ПАЗ-3205. Также в городе имеется большое количество частных коммерческих перевозчиков. Их парк такой же разномастный - от "газелей" до южнокорейских Huyndai AeroCity, Всего их насчитывается порядка 1,5 тысяч.
История трамвая в Иркутске началась в 40-е годы 20 века. Конечно, все могло бы начаться значительно раньше - планы по постройке "конки" были еще в конце 19 века. Электрический трамвай планировали начать строить в 1917 году, но помешала революция. Создание первой линии началось сразу же после Великой Отечественной войны. Запуск трамвая произошел 3 августа 1947 года, когда на маршрут №1 от Вокзала до Центрального рынка вышли вагоны Николаевского завода.
Всего было 3 поезда из двухвагонных моторных и прицепных вагонов, присланных из тогдашнего Куйбышева (Самара). Позднее дополнительно были присланы еще минимум 3 моторных вагона. Первая линия была однопутной с шириной колеи в 1524 мм. В 1948 году в город прибыло несколько вагонов из Ленинграда. В городе появились вагоны МС, ПВ. Год спустя началась прокладка второго пути по трассе 1 маршрута. В этом же году в город стали приходить вагоны КТМ-1 (минимум 16 вагонов) и КТП-1 (минимум 6 вагонов).
В 1950 году был запущен маршрут №2, следующий от депо до вокзала. Через 10 лет трассу маршрута 1 продлили до Студенческого городка. В 1964 году Волжскую улицу соединили с Центральным рынком маршрутом трамвая №3. В это же время в город поступило несколько вагонов КТМ-2 и РВЗ-6 ( в количестве 4 единиц). В 1967 году часть вагонов КТМ-1 были переданы в Усолье-Сибирское под запуск трамвая. В 1968 году в городе запустили маршрут 4 от рынка до предместья Рабочее. Под запуск этого маршрута и в рамка обновления подвижного состава в город поступил 31 вагон двухдверных чешских трамваев Tatra T3SU. Правда, пробыли они в городе недолго, и уже в 1972 году их передали в Новокузнецк. Параллельно с этим, в город поступили рижские вагоны РВЗ-6М. РВЗ-6М2 тоже приходили в город с конца 70-х по 1986 год. Последние часто работали по СМЕ на маршруте 1.
В 1983 году в городе открыли 5-й маршрут, соединяющий Солнечный с Центральным рынком. С 1987 по 1989 года в город стали поступать вагоны 71-605, заменившие вагоны прочих моделей в Иркутске. Пик перевозок в городе выпал на 1990 год, когда трамвай перевез около 52 миллиона пассажиров. В этот же период в город поступило 14 вагонов 71-605А. В 1992 году пришло 3 вагона 71-608К. Следующая поставка произошла лишь в 2006-2008 годах, когда в город пришло 8 вагонов 71-619КТ.
В 2010 году открылось 2 маршрута: 4а следовал от Ж/д вокзала до Братской улицы и 3а от Волжской улицы до Центрального рынка. Последний маршрут не прижился и был отменен уже в декабре. В 2013 году был запущен кольцевой маршрут 6 от микрорайона Солнечный до Центрального рынка. В 2015-2016 году был произведен КВР двух вагонов КТМ-5. Они получили обозначение 71-605ТН. В это же время город получил вагоны из Москвы: 8 71-608КМ и 2 71-617.
В 2018 году пришло еще 10 КТМ-19КТ. Сейчас в городе имеется 69 вагонов на 7 маршрутов . Все они находятся в хорошем состоянии. Удивительно для нашего времени: сеть имеет положительную динамику развития на протяжении всего ее существования. Число маршрутов сейчас достигло наибольшего значения. Минусом является то, что часть участков путей требует срочного капитального ремонта путей, а также более серьезного обновления подвижного состава, так как средний возраст парка чуть превышает 26 лет. В свое время, в перспективах было создание линии до поселка Боково, но пока все планы остались лишь на бумаге.
Троллейбусы в городе появились в 70-е годы. 6 ноября 1970 ЗиУ-5 приняли пассажиров по 13-километровому участку сети от поселка Энергетиков до Сквера имени Кирова. Уже через месяц по маршруту курсировало 12 троллейбусов. В 1972 году был продлен маршрут до улицы Жуковского. Всего в город поступило, по меньшей мере, 18 машин ЗиУ-5 За 10 лет было открыто 4 маршрута, соединивших сквер Кирова с троллейбусным депо, аэропортом и микрорайоном Байкальским. С 1973 по 1975 год в город поступило 20 ЗиУ-682Б.
В 1979-1981 годах в город пришло 11 троллейбусов ЗиУ-682В[В00], ими заменили ЗиУ-5. К запуску еще 2 маршрутов в 1988 и 1989 годах (5 - Сквер Кирова - мкр. Солнечный и 6 от аэропорта до ул. Жуковского) было закуплено еще 15 "Вэшек". В 90-е годы запустили еще 6 маршрутов. Также троллейбусное управление освоило эксплуатацию сочлененных троллейбусов, что позволило закупить 26 ЗиУ-10 (ЗиУ-683Б/6205).
Сочлененные троллейбусы проработали до 2009 года. Вместе с ними, в город пришло большое количество ЗиУ-682Г. В 2002-2003 годах город закупил 8 ВМЗ-170 и 5 ВМЗ-5298.00. В 2005-2006 Иркутск получил 7 ЗиУ-682Г-016 и 9 СТ-682Г. Следующая крупная поставка произошла через 2 года, когда поступило 9 полунизкопольных ЛиАЗ-528031 и 30 ВМЗ-5298.00. Это позволило списать последние ЗиУ-682В и ЗиУ-10.
В 2011-2013 году в город пришли 9 низкопольных ТролЗа-5265.00 "Мегаполис". Последняя поставка происходила в 2018-2019 годах, город получил 14 ВМЗ-5298.01 "Авангард", часть машин с УАХ.
В настоящий момент в городе действует 10 маршрутов, в парке имеется 81 троллейбус. Что интересно, оплата проезда осуществляется при выходе. На самом деле, это не лучшее решение, так как в случае ДТП, пассажир может не получить компенсацию, потому что у него не будет доказательства осуществленной поездки (билета). Машины в парке достаточно молодые, а состояние сети весьма хорошее. В перспективе ожидается, что будет построена линия в Ново-Ленино с организацией второго троллейбусного парка и запуском 6 новых маршрутов.
Водный транспорт обслуживает в летний период маршруты до БКЖД, Листвянки, б. Песчаной. По Ангаре также имеются экскурсионные маршруты, затрагивающие различные районы города. Но они работают по заказу, либо пока не наберут определенное количество человек.
В завершении, хочется отметить, что транспорт в городе находится на весьма позитивном уровне, но для повышения удобства жителей и гостей Иркутска, резоннее организовать систему автобусов, полностью состоящих из маршрутов, работающих по регулируемым тарифам и с наличием социальных льгот. Это позволит сократить число маршруток и увеличить популярность городского транспорта. Также стоит обратить внимание на обновление парка трамваев.
На этом статья подходит к концу. В следующей мы поговорим с Вами о трамвайной системе Улан-Удэ.
Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!