Найти в Дзене

Коротко о транспорте "Города на Ангаре"- Иркутска

Заметки путешественника

Всем привет!

В прошлых четырех статьях я говорил о транспортных системах городов Иркутской области (Усть-Илимск, Братск, Усолье-Сибирское, Ангарск). Теперь настало время уделить внимание столице региона - Иркутску.

Автобус ЛиАЗ-4292.60 на маршруте 34, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ЛиАЗ-4292.60 на маршруте 34, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин

Иркутск, сам по себе, достаточно возрастной город, В этом году ему исполняется 359 лет. Но транспорт появился лишь в 19 веке в виде частного извоза. Сейчас основными видами транспорта в городе считаются автобусы с маршрутными такси, троллейбусы и трамваи. Также имеется водная навигация и пригородные электрички.

Автобус Daewoo BM090 на маршруте 74, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Daewoo BM090 на маршруте 74, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин

Первые упоминания датированы 1836 годом, но был он низкоквалифицированный, не регулярный. В 1879 году были запущены дилижансы от Амурской улицы до Покровской церкви и от Гортеатра до Учительской гимназии. В 1899 году в городе запустили омнибусы, вместимостью в 12 мест.

Автобус МАЗ 103.485 на маршруте 67, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ 103.485 на маршруте 67, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин

15 января 1926 года в городе появилась городская организация, занимающая перевозками. Это были и грузоперевозки, легковое "такси" и автобусное сообщение. Последнее осуществлялось на автобусах, привезенных из-за рубежа - Dodge и Ford - также вместимостью в 12 мест. Правда, поставлялась лишь основа, кузов собирали уже на месте. Первый маршрут соединил Маратовское предместье с железнодорожным вокзалом. Стоимость проезда, правда, была по тем временам запредельной: до 60 копеек.

Автобус ПАЗ-32054 на маршруте 28р, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ПАЗ-32054 на маршруте 28р, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин

В 1940-х годах произошла реорганизация предприятия, в результате которой появилось объединение "Верхлентранс". С началом ВОВ, большинство автобусов ушло на фронт, два маршрута были отменены. К концу Великой Отечественной Войны в городе курсировал лишь 1 маршрут автобуса: от Иркутского моста до Маратовского предместья. В парке находилось 5 машин, на линию выходило от 2 до 3 в период с 7 до 20 часов. После войны началось масштабное развитие маршрутной сети. Уже 2 года спустя в городе функционировало 4 маршрута, все шли от железнодорожного вокзала до того же предместья, аэропорта, предместья Рабочее и Лисихинского кирпичного завода. Автобус в городе обрел большую популярность. Уже через 10 лет, в 1957 году, в городе работало 12 маршрутов, обслуживаемых 150 машинами. В 70-80-е годы в город поступали автобусы ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695, а также венгерские автобусы Ikarus.

Автобус МАЗ-206 на маршруте 37, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-206 на маршруте 37, Иркутск. Фото: Максим Фандюшин

Сейчас в городе имеется 49 маршрута автобусов, в которых действуют льготы и установлены тарифы и 72 коммерческих маршрута. Имеется один муниципальный перевозчик - "Иркутскавтотранс". В его владении 250 единиц техники, различного класса (есть малый, средний и большой). Часть машин низкопольные - например, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-4292 и МАЗ-206. Большинство машин производства Павловского завода: ПАЗ-3203 и ПАЗ-3205. Также в городе имеется большое количество частных коммерческих перевозчиков. Их парк такой же разномастный - от "газелей" до южнокорейских Huyndai AeroCity, Всего их насчитывается порядка 1,5 тысяч.

Трамвай 71-605 на маршруте 4 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605 на маршруте 4 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

История трамвая в Иркутске началась в 40-е годы 20 века. Конечно, все могло бы начаться значительно раньше - планы по постройке "конки" были еще в конце 19 века. Электрический трамвай планировали начать строить в 1917 году, но помешала революция. Создание первой линии началось сразу же после Великой Отечественной войны. Запуск трамвая произошел 3 августа 1947 года, когда на маршрут №1 от Вокзала до Центрального рынка вышли вагоны Николаевского завода.

Трамвай  71-605 на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605 на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

Всего было 3 поезда из двухвагонных моторных и прицепных вагонов, присланных из тогдашнего Куйбышева (Самара). Позднее дополнительно были присланы еще минимум 3 моторных вагона. Первая линия была однопутной с шириной колеи в 1524 мм. В 1948 году в город прибыло несколько вагонов из Ленинграда. В городе появились вагоны МС, ПВ. Год спустя началась прокладка второго пути по трассе 1 маршрута. В этом же году в город стали приходить вагоны КТМ-1 (минимум 16 вагонов) и КТП-1 (минимум 6 вагонов).

Трамвай 71-605А на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605А на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

В 1950 году был запущен маршрут №2, следующий от депо до вокзала. Через 10 лет трассу маршрута 1 продлили до Студенческого городка. В 1964 году Волжскую улицу соединили с Центральным рынком маршрутом трамвая №3. В это же время в город поступило несколько вагонов КТМ-2 и РВЗ-6 ( в количестве 4 единиц). В 1967 году часть вагонов КТМ-1 были переданы в Усолье-Сибирское под запуск трамвая. В 1968 году в городе запустили маршрут 4 от рынка до предместья Рабочее. Под запуск этого маршрута и в рамка обновления подвижного состава в город поступил 31 вагон двухдверных чешских трамваев Tatra T3SU. Правда, пробыли они в городе недолго, и уже в 1972 году их передали в Новокузнецк. Параллельно с этим, в город поступили рижские вагоны РВЗ-6М. РВЗ-6М2 тоже приходили в город с конца 70-х по 1986 год. Последние часто работали по СМЕ на маршруте 1.

Трамвай 71-617 на маршруте 4 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-617 на маршруте 4 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

В 1983 году в городе открыли 5-й маршрут, соединяющий Солнечный с Центральным рынком. С 1987 по 1989 года в город стали поступать вагоны 71-605, заменившие вагоны прочих моделей в Иркутске. Пик перевозок в городе выпал на 1990 год, когда трамвай перевез около 52 миллиона пассажиров. В этот же период в город поступило 14 вагонов 71-605А. В 1992 году пришло 3 вагона 71-608К. Следующая поставка произошла лишь в 2006-2008 годах, когда в город пришло 8 вагонов 71-619КТ.

Трамвай  71-619КТ на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-619КТ на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

В 2010 году открылось 2 маршрута: 4а следовал от Ж/д вокзала до Братской улицы и 3а от Волжской улицы до Центрального рынка. Последний маршрут не прижился и был отменен уже в декабре. В 2013 году был запущен кольцевой маршрут 6 от микрорайона Солнечный до Центрального рынка. В 2015-2016 году был произведен КВР двух вагонов КТМ-5. Они получили обозначение 71-605ТН. В это же время город получил вагоны из Москвы: 8 71-608КМ и 2 71-617.

Трамвай  71-608К на маршруте 4 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-608К на маршруте 4 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

В 2018 году пришло еще 10 КТМ-19КТ. Сейчас в городе имеется 69 вагонов на 7 маршрутов . Все они находятся в хорошем состоянии. Удивительно для нашего времени: сеть имеет положительную динамику развития на протяжении всего ее существования. Число маршрутов сейчас достигло наибольшего значения. Минусом является то, что часть участков путей требует срочного капитального ремонта путей, а также более серьезного обновления подвижного состава, так как средний возраст парка чуть превышает 26 лет. В свое время, в перспективах было создание линии до поселка Боково, но пока все планы остались лишь на бумаге.

Трамвай  71-605ТН на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605ТН на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

Троллейбусы в городе появились в 70-е годы. 6 ноября 1970 ЗиУ-5 приняли пассажиров по 13-километровому участку сети от поселка Энергетиков до Сквера имени Кирова. Уже через месяц по маршруту курсировало 12 троллейбусов. В 1972 году был продлен маршрут до улицы Жуковского. Всего в город поступило, по меньшей мере, 18 машин ЗиУ-5 За 10 лет было открыто 4 маршрута, соединивших сквер Кирова с троллейбусным депо, аэропортом и микрорайоном Байкальским. С 1973 по 1975 год в город поступило 20 ЗиУ-682Б.

Троллейбус ЛиАЗ-528031 на маршруте 7 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЛиАЗ-528031 на маршруте 7 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

В 1979-1981 годах в город пришло 11 троллейбусов ЗиУ-682В[В00], ими заменили ЗиУ-5. К запуску еще 2 маршрутов в 1988 и 1989 годах (5 - Сквер Кирова - мкр. Солнечный и 6 от аэропорта до ул. Жуковского) было закуплено еще 15 "Вэшек". В 90-е годы запустили еще 6 маршрутов. Также троллейбусное управление освоило эксплуатацию сочлененных троллейбусов, что позволило закупить 26 ЗиУ-10 (ЗиУ-683Б/6205).

Троллейбус СТ-682Г на маршруте 7 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус СТ-682Г на маршруте 7 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

Сочлененные троллейбусы проработали до 2009 года. Вместе с ними, в город пришло большое количество ЗиУ-682Г. В 2002-2003 годах город закупил 8 ВМЗ-170 и 5 ВМЗ-5298.00. В 2005-2006 Иркутск получил 7 ЗиУ-682Г-016 и 9 СТ-682Г. Следующая крупная поставка произошла через 2 года, когда поступило 9 полунизкопольных ЛиАЗ-528031 и 30 ВМЗ-5298.00. Это позволило списать последние ЗиУ-682В и ЗиУ-10.

Троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис" на маршруте 4 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис" на маршруте 4 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

В 2011-2013 году в город пришли 9 низкопольных ТролЗа-5265.00 "Мегаполис". Последняя поставка происходила в 2018-2019 годах, город получил 14 ВМЗ-5298.01 "Авангард", часть машин с УАХ.

Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 3 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 3 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

В настоящий момент в городе действует 10 маршрутов, в парке имеется 81 троллейбус. Что интересно, оплата проезда осуществляется при выходе. На самом деле, это не лучшее решение, так как в случае ДТП, пассажир может не получить компенсацию, потому что у него не будет доказательства осуществленной поездки (билета). Машины в парке достаточно молодые, а состояние сети весьма хорошее. В перспективе ожидается, что будет построена линия в Ново-Ленино с организацией второго троллейбусного парка и запуском 6 новых маршрутов.

Троллейбус ЗиУ-682Г-016.02 на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г-016.02 на маршруте 1 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

Водный транспорт обслуживает в летний период маршруты до БКЖД, Листвянки, б. Песчаной. По Ангаре также имеются экскурсионные маршруты, затрагивающие различные районы города. Но они работают по заказу, либо пока не наберут определенное количество человек.

Троллейбус ВМЗ-5298.00 на маршруте 8 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-5298.00 на маршруте 8 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

В завершении, хочется отметить, что транспорт в городе находится на весьма позитивном уровне, но для повышения удобства жителей и гостей Иркутска, резоннее организовать систему автобусов, полностью состоящих из маршрутов, работающих по регулируемым тарифам и с наличием социальных льгот. Это позволит сократить число маршруток и увеличить популярность городского транспорта. Также стоит обратить внимание на обновление парка трамваев.

Троллейбус ВМЗ-170 на маршруте 7 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-170 на маршруте 7 в Иркутске. Фото: Максим Фандюшин

На этом статья подходит к концу. В следующей мы поговорим с Вами о трамвайной системе Улан-Удэ.

Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!