Наверное, нет никого в России, кто бы не столкнулся с проблемами современной школы, кого бы не напрягали мысли о крахе образовательной системы… Многие же в отчаянии задаются, как некогда Герцен и Чернышевский, вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?». Вот и я решила внести свои пять копеек в обсуждение этой проблемы.
Опрос
Несмотря на разговорную стилистику в названии, данная статья будет опираться на научные исследования. Чтобы выявить проблемы современной школы, мы провели опрос среди взрослых успешных людей (представителей крупного и малого бизнеса, директоров предприятий, врачей, профессорско-преподавательского состава вузов, главных бухгалтеров, административных работников, священнослужителей и т.п.). Респонденты в настоящее время проживают не только на территории Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Саранск, Краснодар, Воронеж, Екатеринбург, Казань и др.), но и за рубежом (Уэльс, Лондон, Амстердам, Атланта, Париж, Алматы, Павлодар и др.). Возраст интервьюируемых от 15 до 72 лет. Им был задан ряд вопросов. Самыми главными стали:
1) какой Вы запомнили школу?
2) чего, по Вашему мнению, не хватает современной школе?
Результат
Проанализировав более 100 анкет, мы получили следующие результаты (далее идут ключевые цитаты из ответов опрошенных):
1. «До сих пор, когда я испытываю тревогу, я представляю, что я в школе у доски…».
2. «Школа – это своего рода армия или колония…».
3. «Моя школа была хорошей, но я учился при СССР…».
4. «Помню, как учительница делала все возможное, чтобы меня сломать, хорошо, что родители не дали, потом я уже учился за границей».
5. «Более всего из школы я помню нашего последнего классного руководителя, благодаря которому мы научились относиться к людям с уважением и во многом благодаря которому стали людьми».
6. «Школу вспоминаю чуть ли не с ужасом. Столько времени потрачено впустую, а нет ни знаний, ни воспоминаний. Сейчас, во взрослом возрасте, осознанно наверстываю упущенное».
7. «Трудно сказать, чего не хватает современной школе: финансирование хорошее, здания новые, компьютеры дорогие… А души в школе нет».
8. «Сейчас в школе много равнодушия. У учителей не болит душа за то, кем станут ученики. За результаты контрольных – болит. За ЕГЭ (единый государственный экзамен) болит, за олимпиады и прочую ерунду болит, а что чувствует ученик, что ему важно, что интересно –это все за кадром».
9. «Говорят, ученики сейчас сложные, родители тоже сложные, учителю трудно, а я вот думаю, что в школе нет настоящих учителей, или они, конечно, есть, но очень малая плотность настоящих педагогов в масштабах России. С хорошим учителем может повезти единицам».
10. «Мои дети на семейном образовании, потому что не вижу в школе людей, которым могу доверить самое дорогое, что у меня есть. Вот если бы их учил мой учитель… Но такого пока не встретил ни в одной школе».
11. «Главное в школе – это учитель, его личность. От этого зависит самый главный результат: какие граждане будут в нашей стране. Если учитель грубит, хамит, унижает тех, кто слабее, он ранит еще не окрепшую душу ребенка, оставляет там страшные рубцы. Если же педагог относится к своей деятельности как к миссии, как к служению, как умелый садовод стремится вырастить культурные растения из семян, которые он получает, в его саду (классе) будет порядок, там не будем места сорнякам, ядовитым травам, все культуры будут органично развиваться. Каждый ученик (хоть яблоня, черешня, клевер, огурец, роза или сосна) найдет свое место в жизни и будет приносить прекрасные плоды обществу. Еще раз подчеркиваю – главное учитель, главное – какая душа у этого человека, какие мысли, как и что он говорит, а самое главное – как и что думает».
Вот такие ответы мы получили, дело – за выводами, дорогие друзья…
Спасибо, что дочитали!
Как вы можете нам помочь...
Напишите, пожалуйста, в комментариях свои ответы на два этих вопроса. Это необходимо, чтобы дополнить наше исследование (в комментарии укажите, пожалуйста, Ваш год рождения и город).
Если поддержите наше исследование лайком, я буду знать, что мы идем правильным путем, что проблемы современной школы необходимо решать.
А Ваша подписка послужит мотивацией к последующей работе. И, может быть, вместе мы сможем помочь школе вернуться на путь истинный.