Найти тему
ХХ век в войнах

Победа с выговором. Воздушный бой летчиков 630-го ИАП в районе Кувшиново 26 марта 1943 года.

Утром 26 марта 1943 года, в 8:55, на аэродром Жигалово, где базировались самолеты советского 630-го истребительного авиаполка, поступило сообщение от постов наблюдения за воздушным пространством, оповещающее о появлении неприятельского разведчика, который уже прошел над Торжком и теперь направлялся к Кувшиново. На перехват по тревоге тут же взлетела дежурная пара истребителей Як-7Б. Их пилотами являлись старший лейтенант Василий Тезавровский и сержант Петр Журавлев. Второй еще не имел достаточного фронтового опыта, зато Тезавровский мог с полным основанием считаться асом. К тому времени в активе Василия было более 150 боевых вылетов, а на официальном счету числилось 5 вражеских самолетов, сбитых как лично, так и совместно с другими летчиками.

Германские воздушные разведчики были частыми гостями в зоне ответственности 630-го ИАП, регулярно отслеживая советские железнодорожные перевозки в треугольнике Калинин - Бологое - Торопец. В течение марта 1943 года они произвели 46 успешных рейдов, охарактеризованных в отчете, направленном 31 марта в штаб 106-й истребительной авиадивизии начальником штаба 630-го ИАП полковником Александром Горовым, следующим образом:

"Как правило, противник производит полеты по следующим маршрутам:

а) Ржев - Старица по Волге на Калинин - Лихославль - Торжок с уходом к северо-западу от Старица или западнее Ржев курсом 225 градусов. Этот маршрут несколько видоизменяется - противник заходит на Медное.

б) Старица по Волге на Калинин - Лихославль до Спирово, Торжок - Кувшиново - Торжок - Старица. Уходит с курсом 225 градусов северо-западнее Старица или с курсом 240 градусов юго-восточнее Селикарово.

в) Ржев - Старица по железной дороге на Торжок - Кувшиново, уходит с курсом 225 градусов западнее Ржев.

г) Старица - Торжок - Кувшиново - Ржев.

Разведка, как правило, ведется на высоте в 7000 метров и изредка высота полета разведчиков снижается до 4000 метров.
При отсутствии облачности и хорошей видимости разведка ведется в основном на высоте 7000 метров...

Независимо от того, прикрыты или не прикрыты объекты зенитной артиллерией, разведка противника на большой высоте упорно (заходя по несколько раз) старается разведать интересующий ее объект.
Разведку противник по времени, как правило, производит три раза в день:

а) от 8:00 до 11:30 (зафиксировано 15 полетов)
б) от 11:30 до 14:30 (зафиксировано 14 полетов)
в) от 14:30 до 18:00 (зафиксировано 10 полетов)"

-2

Советские летчики не раз пытались перехватывать неприятельских разведчиков, но ни разу не смогли сбить. В лучшем случае у них получалось заставить врага прервать выполнение задания. Что неудивительно - на той высоте, где ходили "Юнкерсы", советским истребителям Як-7Б и Р-40 было сложно вести воздушный бой, а несовершенная система обнаружения и оповещения о воздушном противнике не позволяла поднимать самолеты заблаговременно и точно выводить в нужный квадрат.

Ситуация развивалась по ставшему уже привычным сценарию и на сей раз. Германский Ju-88D-5 из 4-го штаффеля базировавшейся на аэродроме Сеща 11-й разведывательной авиагруппы прошел Кувшиново на высоте 7500 метров, сделал снимки и затем развернулся в обратном направлении. Практически сразу после этого "Юнкерс" был визуально обнаружен Василием Тезавровским. И поскольку теперь разведчик и перехватчики шли на пересекающихся курсах, у советских авиаторов появился шанс приблизиться к противнику и провести успешный бой.
Немцы заметили пару Як-7Б, когда те подошли к Ju-88 на дистанцию около 1000 метров. Пилот разведчика тут же развернул машину в направлении своей базы, дал газ и стал набирать скорость в пологом пикировании. Истребители последовали за ним. Советской паре удалось сократить дистанцию до 300 метров и взять "Юнкерс" в "клещи", после чего Василий Тезавровский открыл огонь, целясь по кабине. Его противник незамедлительно отреагировал, увеличив угол пикирования и явно памятуя о том, что подобные маневры "Яки" с их слабой конструкцией переносят плохо. Немец не ошибся. Машина преследователя очень быстро начала вибрировать, что практически исключило возможность ведения прицельного огня. По мере нарастания скорости на Як-7Б сорвало створки ниш шасси, а затем и пробку, закрывающую горловину маслобака. Вытекающее масло тут же залило лобовое стекло фонаря кабины, а после выхода из пике и потери скорости обе стойки шасси выпали из ниш, и таким образом, Василий Тезавровский оказался "выключен" из дальнейшего боя. Неприцельно выпустив вдогонку быстро удаляющемуся "Юнкерсу" еще одну очередь, ас повернул к аэродрому и вскоре совершил благополучную посадку.
Его напарнику повезло чуть больше - в отличие от командира, во время пикирования сержант Журавлев вел по разведчику интенсивный огонь, а вражеский бортстрелок отвечал тем же. Когда "Юнкерс" вышел из пике и продолжил полет, держась на высоте, не превышавшей 20 метров, стрелок уже не проявлял никакой активности, а стволы пулемета были направлены вверх и не изменяли положения. Однако к тому времени Петр израсходовал практически весь боекомплект, который полностью закончился после еще одной совсем короткой очереди, выпущенной с расстояния 200 метров. Охваченный азартом, сержант продолжал преследовать врага до тех пор, пока Як-7Б не попал в воздушный поток, создаваемый "Юнкерсом", и не был опасно отброшен в сторону. Удачно "поймав" свою машину, Журавлев решил больше не рисковать и прекратил бой.

Несмотря на то, что Тезавровскому и Журавлеву удалось прогнать противника, командование 630-го ИАП осталось недовольно действиями летчиков. По итогам боя были сделаны следующие выводы:

"Бой окончился безрезультатно, потому что летчики допустили ряд ошибок:

1. Огонь начали вести с большой дистанции, поэтому он был неэффективен. Заставив замолчать стрелка, можно было подойти и расстрелять Ю-88 в упор.

2. Неграмотная эксплуатация матчасти старшим лейтенантом Тезавровским привела к отказу матчасти (пикировал с полным газом и закрытыми шторками, на бреющем не переключал скорости нагнетателя).

3. Неумение сержанта Журавлева рассчитать длину очередей привело к преждевременному израсходованию боекомплекта.

За безнаказанный уход самолета противника, за прекращение преследования и ведение неприцельного огня - старшему лейтенанту Тезавровскому и сержанту Журавлеву объявлен выговор."

В данном случае командование полка несколько ошиблось. Хотя никто в 630-м ИАП не мог этого знать, атакованный Тезавровским и Журавлевым самолет отделался не так уж легко. В ходе боя Ju-88 получил ряд попаданий, а бортстрелок был ранен, хотя и не слишком тяжело. Машина благополучно добралась до аэродрома Сеща, однако при заходе на посадку оказалось, что система выпуска шасси не работает. Так что пилот произвел приземление "на брюхо", после чего "Юнкерс" отправился в ремонт. Стало быть, Тезавровский и Журавлев на самом деле одержали воздушную победу и она не была им засчитана, что для советских ВВС являлось крайне редким случаем. Не менее интересно, что по ходу сражения наибольший объем повреждений противнику причинил начинающий летчик, а не многоопытный лидер пары.

-3

Michael Traurig