Найти в Дзене
Русский экскалибур

Феномен «Аэрокобры» на Русском фронте. В чём кроется загадка? Часть 4

"Аэрокобра" Г.А. Речкалова. Знакомая аббревиатура РГА оптимизма пилотам Люфтваффе явно не прибавляла
"Аэрокобра" Г.А. Речкалова. Знакомая аббревиатура РГА оптимизма пилотам Люфтваффе явно не прибавляла

Третья часть здесь

Как мы и говорили выше, чтобы спрятать изъяны по ТТХ такого сложного и противоречивого истребителя как «Аэрокобра», то на уровне подразделений стали разрабатываться громоздкие схемы боевого построения этого самолёта. Чтобы нивелировать малую скороподъёмность – «Кобру» стали эшелонировать по высоте («этажерка»). Чтобы «скрыть» плохую приемистость – была создана схема боевого патрулирования «маятник». В верхней точке «маятника» «Кобра» сохраняет превышение по высоте, в нижней точке она конвертирует высоту в скорость, ч тобы сохранить возможность для эффективного манёвра. Дальше, благодаря наращенной скорости, «Кобра» подымается  в противоположную верхнюю точку «маятника» и цикл повторяется. Такая боевая схема лишает противника возможности застать «кобровую» пару (четвёрку, восьмёрку..) врасплох. Если одна половина подразделения находится внизу «маятника» и сохраняет боевую скорость, то другая половина находится в верхних точках «маятника», со всеми вытекающими преимуществами. Такие сложные схемы (их было с вариациями десятки) требовали от лётчиков не только высокого мастерства, но и чёткого взаимодействия. В этом им несомненно помогало штатное радиооборудование, которое на Р-39 было очень хорошего качества. Знаменитое высказывание Григория Речкалова, что главным достоинством «Кобры» является рация, очень дорогого стоит.

Г.А. Речкаловым был установлен ещё один рекорд. Григорий Андреевич был лидером по "ассортименту" сбитых самолётов. Его "Кобра" "жрала" всё подряд и ни чем не брезговала. Всё, начиная от итальянской летающей лодки "Савойа" и заканчивая "Рамами".
Г.А. Речкаловым был установлен ещё один рекорд. Григорий Андреевич был лидером по "ассортименту" сбитых самолётов. Его "Кобра" "жрала" всё подряд и ни чем не брезговала. Всё, начиная от итальянской летающей лодки "Савойа" и заканчивая "Рамами".

Уместно вспомнить ещё несколько штрихов Григория Андреевича к «портрету» «Аэрокобры». В частности, прекрасная рулёжка, «как в лимузине» и то, что «Кобра» не знает, что такое капотирование. Все наверное догадались, о чём идёт речь: Р-39 является первым серийным истребителем с носовой стойкой шасси. Да уж, новаторского в этом самолёте было более, чем предостаточно.

Теперь, давайте откроем очередной секрет успеха «Аэрокобры» на Восточном фронте. Не кажется ли вам уж слишком большой разлёт по сбитым у лучшего «кобрового» аса Советско-Германского фронта Григория Речкалова (56 побед) и его союзного коллеги-аса Билла Фидлера (5 побед)? В мастерстве и боевой выучке «красных асов» лично я не сомневаюсь, но не на порядок же! Тут ларчик открывается очень просто, дело в том, что лётно-технические проблемы Р-39 были до боли знакомы советскому лётчику-истребителю! Давайте вспоминать, какой был самый массовый истребитель старого типа накануне войны? Правильно – И-16.

Герой Испании и Халхин-Гола, но к сожалению, устаревший к началу Великой Отечественной - И-16
Герой Испании и Халхин-Гола, но к сожалению, устаревший к началу Великой Отечественной - И-16

Теперь давайте вспоминать, какой истребитель нового поколения был наиболее освоен, как и в производстве, так и в строевых частях? Тоже правильно – МиГ-3, причём с большим отрывом от «Яков» и «ЛаГГов». Это были очень сложные в эксплуатации самолёты. Вспоминаем крылатые выражения: «кто укротил «Ишака», тот уже может летать на заборе с пропеллером». Или выражение: «ас, севший на МиГ, становится середнячком, а середняк в кабине МиГа превращается в новичка».

Мы сейчас не будем скрупулёзно разбирать ТТХ вышеупомянутых истребителей, отметим лишь несколько принципиальных моментов. Из за короткого бочкообразного фюзеляжа центр масс И-16 «тяготеет» ближе к середине корпуса самолёта. Отсюда в полёте «Ишак» чрезвычайно неустойчивый и очень «любит штопорить». Ничего это вам не напоминает!?

Теперь, пару слов про МиГ-3. Машина очень интересная, в чём-то уникальная. Например, МиГу принадлежал на тот момент рекорд скорости в мире среди серийных истребителей – 640 км/ч! Правда, набирал он эту скорость с большим трудом – плохая приемистость. Немецкие пилоты за это качество презрительно прозвали этот истребитель «Иваном». МиГ-3 очень с большой задержкой (с тупостью Ивана) реагировал на все «команды» лётчика. Причиной тому – плохая приемистость. Естественно не забываем и про «верную спутницу» приемистости – низкую скороподъёмность. Зато МиГ обладал прекрасным аэродинамическим качеством! Что-то по предыдущим материалам знакомое, не правда ли!?

Заодно, коль речь зашла про МиГ, давайте с вами опровергнем байку, которая победно «кочует» от одного авиаисторика к другому. А именно: МиГ, благодаря своему аэродинамическому качеству при помощи пикирования мог легко выйти из боя. Это в корне не верно!  Да, вначале он от «Худого» оторвётся. Но из пикирования нужно выходить, и выходить в таком режиме, чтобы МиГ не развалился на части. И наоборот прочный цельнометаллический «109-й» может очень долго пикировать на МиГ и в конце концов подловит его, когда тот будет выходить из пике. На самом деле МиГ-3 пикировал, чтобы не выйти из боя, а наоборот, завязать «Мессеру» активный бой, бой уже на «миговских» условиях. «Пикирнувший» МиГ получал скорость нужную ему для активного манёвра. Покрышкин в своих воспоминаниях прекрасно описывал бои, где он на «Иване» на вертикалях, словно играючи,  делал Ме-109. Не верить Александру Ивановичу у меня нет никаких оснований, тем более, на такую особенность МиГа обращали внимание и немцы и писали не стесняясь в своих мемуарах.

Незаслуженно забытый к середине Великой Отечественной войны МиГ-3
Незаслуженно забытый к середине Великой Отечественной войны МиГ-3

Подытоживая сказанное, нужно особо подчеркнуть, что «красный сокол», впервые садясь за штурвал «Кобры», уже заочно её освоил! Единственно, что ему нужно было освоить и умело пользоваться, так это многочисленными достоинствами «Кобры», которых, к сожалению, было очень мало, что в И-16, что МиГе.

Уважаемый Читатель, в 5-ой завершающей части повествования, мы разберём, на мой взгляд, главное достоинство «Аэрокобры». И меня, честно говоря, удивило, почему это главное достоинство ускользнуло от зорких взглядов историков авиации.

С уважением!      Сергей Оболенский