На этой неделе довелось перевести со слуха редкий фильм Ричарда Волстенкрофта 1999 года, оцифрованный с VHS, и вероятно, никогда не выходивший в цифровом формате.
В центре сюжета - некто Даниэль, киллер - философ, работающий не столько за деньги, сколько за идею. Однако, саму идею этому человеку нащупать мучительно трудно.
Он мечется между символизмом нацизма, сумасшествием Ницше, препарированными гадостями души, садомазохизмом и прочими страстями, характерными для поиска грязных корней человеческой сущности.
Симпатии Даниэля к фашизму обусловлены его глубинным пониманием порочности человеческой души.
Даниэль пишет в дневнике, что человеческое недопонимание добра и зла вырезает чудовищ в душе. Великие философы - не более великие чем невротики. Интеллект ничуть не лучше глупости, а прогресс приводит к тому, что мир стоит на грани полного отравления ядами, и разрушения. Высокие идеи гуманизма открыли ящик Пандоры, и спровоцировали войны, а человек теперь не может ни закрыть ящик, ни эффективно разобраться с тем, что он выпустил наружу.
Самая большая сила человека, обернулась его самой большой слабостью. Изначально же человек был приглашён на эту Землю лишь для того, чтобы бороться. И явно - это приглашение исходило не от Бога.
У Даниэля нет веры, поскольку она не востребована реальностью. Есть только власть денег и секса. Деньги и секс - это очень реальные вещи. Им очевидно, не нужна никакая вера. Только признание, реакция. Если ты голоден, ты ешь. Если возбудился, ты трахаешься. Если сердишься- идешь драться.
Но выясняется, что самая большая сила человека, оборачивается его самой большой слабостью.
Сам Даниэль легко вступает в борьбу и кажется, готов беспринципно убивать, следуя логике "жестокого садовника", подстригающего человечество для уничтожения балласта - лишних людей. Такая поведенческая линия вполне согласуется с доктриной обыкновенного фашизма, где форма СС - чистый шик от садо-мазо, а ницшенианская ода сильному человеку не терпит слюнтяйства.
Однако, что-то гнетёт Даниэля. Он то пытается играючи пороть своих девушек перед сексом, то сам подставляет задницу под стек мифическому воспитателю. Его зовущий к уединению сильных Ницше, оказывается, не вытерпел зрелища в Турине, когда на его глазах злой кучер хлестал кнутом лошадь. Великий философ утратил дар речи на 10 лет, вплоть до самой смерти. Так где же сила? В чём она? И каково её взаимодействие со слабостью?
Главный герой рассматривает смерть как явление, закругляющее жизнь и обсуждает это с умирающим от рака дядей .... Требует ли смерть переосмысления прожитого? Кто-то перед смертью жалеет о прошлых грехах, а кто-то о том, что не сможет грешить дальше.
И вот Даниэль получает заказ на ликвидацию философа и писателя Мортона Багса, ставшего пророком в определённых кругах думающих людей. Даниэль понимает, что в этот раз между двух полярных решений, он выберет то, за которым будет некий рассвет силы, а значит - его потенциальная жертва должна выжить.
Фильм изобилует нелицеприятными сценами убийств, насилия, садо -мазо и прочего жёсткого видеоряда. Не могу сказать, что впчатлён расковыренной философией главного героя. По мне так все его метания поверхностны, и лучшей фразой фильма может стать цитата из Рильке :
"Я становлюсь сильнее, вместе со всем великолепием и превращаюсь в многочисленное молчание звёзд над странным и удалённым городом - Временем". То есть все мы в этом мире - гости.
#Бойд райс #boyd rice #садомазохизм #лиза хатчинсон #pearls before swine