Найти в Дзене

ИСТОРИЯ АДА -Древняя Греция -Аид

Закончилось сражение и бог смерти Танатос, со своими крылатыми помощниками Керрами, переносят души павших в царство мрачного Аида

Та́натос, ( Та́нат, Фа́нат-греч. , «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке.В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.

Танатос
Танатос

Аид -бог подземного царства мертвых. По Гесиоду, когда Аид родился,его отец Кронос проглотил Аида, как и всех своих детей, а по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар- тёмную бездну которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо (в мифологии ,медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение девяти дней). Тартар был окружён тройным слоем мрака бога Эреба и медными стенами с медными воротами бога Посейдона.

В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами. Одержав победу, между тремя братьями, Зевсом, Аидом и Посейдоном начался раздел мира. Аиду досталось подземное царство и власть над тенями умерших. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным»,(Зевсом Подземным), так как смертная участь не минует ни одного человека, и Аид сам стережёт свой подземный мир.

Как бог смерти, Аид считался страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами, так у римлян, он был Плуто́н (лат. Pluto — «богатый»), а также Дит( лат. Dis или Орк лат. Orcus). Имя Плутон, вошло в употребление начиная с V века и окончательно вытеснили его первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека.. Супруга Аида, Персефона, также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.

Скульптура Аида и Цербера
Скульптура Аида и Цербера

Сам подземный мир Аида по преданиям древних греков, выглядит следующим образом: есть на земле такие места, куда солнце никогда не заглядывает, поэтому там царят вечные тьма и мрак, и на дальнем западе, у края света, простирается безжизненная равнина, кое-где поросшая ивами и тополями с черной корой, а за ней, на дне пропасти, открывается мутная трясина Стигийские болот. Они сливаются с черными водами Стикса, девять раз опоясывающего мир мертвых и отделяющего его от мира живых. Даже боги остерегаются нарушать клятвы, данные именем Стикса: воды эти священны и безжалостны. Они вливаются в Коцит, реку плача, дающую начало Лете, реке забвения. Именно там и находится вход во владения Аида.

В царстве мертвых течет пять рек : Стикс, Ахерон, Лета, Коцит и Флегетон, но самой мрачной и жуткой из них является Стикс. Эта река берет свое начало далеко на западе, где царит ночь. Здесь находится роскошный дворец богини Стикс, серебряные колонны которого, являющиеся падающими с высоты струями источника, достают до небес. Эти места необитаемы, и сюда не наведываются даже боги. Исключением можно считать Ириду, изредка прибывавшую за священной водой из реки Стикс, с помощью которой боги совершали свои клятвы. Здесь же воды источника уходят под землю, где обитают ужас и смерть. Дальше река протекала в подземном царстве, где врата входа в царство мертвых охранял трехголовый пес Цербер. Река Стикс ядовита, но и способна даровать бессмертие. Выражение «ахиллесова пята» прямым образом связано с этой рекой. Мать Ахилла Фетида окунула сына в воды Стикса, благодаря чему герой стал непобедимым. И лишь «пята», за которую держала его мать, осталась уязвимой, а искусный кузнец и бог огня Гефест закалял меч царя рутулов Давна в подземной реке Стикс. Этот невероятно острый меч мог рассечь любой щит! Древнегреческий поэт Гесиод писал, что река Стикс являла собой десятую часть подземных вод. Остальные же воды распространились по земле и окружили моря. Это – река смерти, очень коварна, ее направление и расположение постоянно меняется, и в то же время дорога по реке никогда не длится дольше суток.

По древней космологии, существует множество отдельных миров – планов, – образующих мультивселенную. В Нижних планах преобладают злодейские силы - это царство злых божеств, куда отправляются души умерших злодеев. Мутная и грязная река Стикс протекает через все Нижние планы. Ее переполняют водовороты и предательские течения. Река Стикс убивает все живое, ее вода, холодная как лед и разъедающая все на своем пути. Любой погибнет, кто напьется ее или зачерпнет этой воды. Стекло, глина, хрусталь– все лопается, попав в воды этой реки. Все металлы разъедаются водой Стикса, как уксус разъедает жемчуг или как козья кровь растворяет алмаз, но и у всего, обладающего божественной силой, есть и слабое место, а вода Стикса не может разъесть лишь лошадиное копыто. Кроме того, в древности считалось самым страшным наказанием быть проклятым водами Стикса.

Воды Стикса
Воды Стикса

Таким образом,Стикс, ядовитая и опасная река, которая протекает под землей символизирует первобытный страх и мрак. В исторические времена Стикс видели недалеко от города древности Нонакриса. Существует поверье, что водами Стикса был отравлен Александр Македонский. Хотя наяву ее не существует, но в Перми так назвали одну из рек, которая отделяет город от кладбища.

Чтобы попасть в загробный мир, при погребальном обряде умершему в рот клали монету как дань богу подземелья. Считалось, что душа, которая не предложит платы, будет обречена вечно слоняться по берегам Стикса. Власть Аида была очень велика. И несмотря на то, что его брат Зевс был выше рангом, бог преисподней обладал огромной силой. Законы в его владениях были непреклонны. А порядок в царстве - нерушим и крепок, поэтому боги и клялись водами священной реки Стикс. Ни один бог не мог вытащить никого, кто попадал в подземное царств. Переправу в царство мертвых охраняет Харон(др.-греч. — «яркий») – паромщик на реке Стикс (по другой версии река Ахеронт), для чего в его распоряжении имеется небольшая лодка и единственное весло. Имя Харон часто объясняется, как образованное от поэтической формы слова -харопос, что может быть переведено как «обладающий острым взглядом». Также его описывают, как мрачного старика, обладающего свирепыми, сверкающими или лихорадочными глазами, или глазами голубовато-серого цвета, имеющим длинную и нечесаную бороду, а его одеяние грязное и ветхое.В первом столетии до нашей эры римский поэт Вергилий описал Харона в ходе спуска Энея в подземный мир (Энеида, Книга 6), после того, как сивилла из Кумы отправила героя за золотой ветвью, в рощу Персефоны, которая позволит ему вернуться в мир живых.

Мрачный и грязный Харон. Клочковатой седой бородою

Все лицо обросло — лишь глаза горят неподвижно,

Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно.

Гонит он лодку шестом и правит сам парусами,

Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит.

Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу.

(Харон перевозит души через реку Стикс.   Литовченко А. Д. 1861)
(Харон перевозит души через реку Стикс. Литовченко А. Д. 1861)

Харон переплавлял в царство мертвых, только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле,но никогда не переплавлял обратно - туда, где светит солнце. Считалось, что Харон отвергал души тех людей, чьи тела не были похоронены подобающим образом,и поэтому как уже говорилось они были вынуждены вечно скитаться в поисках покоя. За переправу через Стикс необходимо было Харону заплатить. Для этого при погребении родственники покойного клали ему под язык мелкую монету навлон в один обол, которой он сможет воспользоваться в подземном царстве Аида(подобная традиция существовала у многих народов мира. Обычай класть деньги в гроб соблюдается в некоторых местах и по сей день).Правой рукой Харон держит весло, а левой принимает оплату за перевозку. Древний историк Диодор Сицилийский считал, что лодочник и его имя пришли из Египта. Река Стикс и ее страж Харон являются довольно характерными образами, описывающими переход души в иной мир.

Лодка Харона пересекает все девять потоков и высаживает души в обители мертвых. Здесь владения Цербера, безопасный для входящих, он свирепый и безжалостный к тем, кто пытается вернуться в солнечный мир. Цербер (Кербер), порождение Ехидны, имеющий три головы и змеиный хвост, а на его шее вместо гривы, извиваются ядовитые змеи. Это существо, такое же жуткое, как и его мать был не опасен для умерших, но был свирепым и безжалостным к тем, живым, кто из них пытался проникнуть в царство Аида, и только Гераклу удалось победить, это удивительное по силе существо (В средневековье Цербер стал демоном, охраняющим выход из преисподней).

Цербер  яндекс картинки фэнтези
Цербер яндекс картинки фэнтези

Неровная дорога ведет к чертогу самого Аида, окруженному огненным потоком Флегетоном. Мост над ним упирается в ворота, стоящие на алмазных колоннах. За воротами – сделанный из бронзы огромный зал, где восседает сам Аид и его помощники, судьи Минос, Эак и Радамант. И если душа грешна, то судьи низвергнут душу еще ниже в Тартар, расположенный глубоко под дворцом.

Здесь ещё придется познакомиться с тремя сестрами-старухами, богинями мщения Эринниями, которых Аид поставил присматривать за грешниками. Вид их ужасен: синие губы, с которых капает ядовитая слюна; черные плащи, подобные крыльям летучих мышей.С клубками змей в руках они носятся по подземелью, факелами освещая себе путь, и следят за тем, чтобы каждый полностью испил чашу положенной ему кары.

Сам же Тартар описывается как глубокое темное подземелье, полное пыток и страданий. Считается, что царство Гадес предназначено для всех умерших душ, а Тартар находился еще глубже и предназначался только для грешников. Души отправлялись в Тартар после встречи с судьей Радамантом, который назначал им наказания. В римской мифологии Тартар окружен тремя стенами и огненной рекой Флегетон. Он охраняется чудовищем с девятью головами известным как гидра, или Тифон, который следит за всеми, и постоянно наказывает души хлыстом. В нижней части Тартара томятся титаны, враги богов, которые после битвы были заключены глубоко под землю. В самом Тартаре грешным душам давали наказание, соответствующее их грехам. Так например известное изречение "Танталовы муки"происходит из легенды, о том, что, любимец богов и сын Зевса, царь города Сипилы Тантал, которого боги считали равным себе, однажды возгордился собой настолько, что навлек на себя кару богов, страшно их оскорбив. Он задумал испытать их, так как не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов, Зевса, и Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой.

Вход в Тартар яндекс картинки
Вход в Тартар яндекс картинки

Среди других обитателей Тартара, есть крадущая детей Ламия, трехглавая Геката, а также демон ночных кошмаров и пожиратель трупов Эврином. Здесь же обитают и другие личности мифов и легенд - тиран Иксион навечно прикован к огненному колесу, великан Тития, оскорбивший нежную Лето, которого прикованного к скале,клюют два грифа. Убившие своих мужей Данаиды вынуждены бесконечно наполнять дырявый сосуд. Изворотливый Сизиф, (выражение Сизифов труд, идет из этой легенды),когда-то обманувший и духа смерти Танатоса, и несговорчивого Аида, и самого Зевса, катит в гору камень, который срывается всякий раз, как только приблизится к вершине.

Таким образом Та́ртар (греч. Τάρταρος) — в древнегреческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под аидом, куда после титаномахии Зевс низвергнул Крона и титанов и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана. Как персонификация этой бездны, Тартар был сыном Эфира и Геи; у Гесиода в «Теогонии» — сын Геи, отец не указан.В позднейшие времена значение Тартара изменилось: под ним стали подразумевать нижние пространства в царстве грешников.