Искушения
Старец Даниил из афонского скита Катунаки говорил, что
демон «ничему не радуется так много, как общению с человеком эгоистичным и, работающим своему «я», независимо от того, кем он является: богословом, усердным или великим подвижником. И наоборот, он боится сознательно смиренномудрого и послушливого».
Дьявол находится повсюду. Старец Иосиф обращал внимание на следующее при молитве подвижников:
«В трех составных, которые формируют человека: душе, теле и окружающей среде – находится окопавшийся и вооруженный до зубов враг. Он не пропускает подходящего случая подавить или испытать веру человека. Дьявол, в зависимости от обстоятельств, нападает и противится нашим собственным решениям. Но главнейшая его цель – поразить веру в человеке и опозорить его, сделав предателем и скептиком. Если это удастся, то он отбивает и усердие с ревностью. Вся война из-за веры, но и вера все содержит. Если поколеблется вера, то все пошатнется и прорвется линия фронта».
Об ухищрениях дьявола старец Епифаний говорил:
«Как коварен дьявол! Молодым, заключившим счастливый христианский брак, он нашептывает: «Насколько было бы лучше, если бы вы пошли в монастырь и переживали духовные небесные радости, вдали от семейных забот, которые вас рассеивают и тянут вниз!» Другим, которые ушли в монастырь, возжелав девства во Христе, шепчет: «Насколько было бы лучше, если бы вы заключили брак и создали домашнюю Церковь, и жили бы в семейном счастье, вдали от жестокого аскетизма и уединения, которое вас удручает!» И если бы женатый стал монахом, а монах женился, то он бы сказал им обратное. И все это – чтобы ввергнуть их в отчаяние и сбить с пути спасения, ибо и благословенный брак, и девство во Христе – это спасительный путь».
Старец Евсевий говорил о нападениях дьявола:
«Дьяволу легче сбить нас направо и ввергнуть оттуда в падение, ибо это кажется ревностью по Богу, добродетелью и исполнением обязанности, и это опаснее, чем падение влево, в котором ясно видится грех. Мы должны всегда сохранять мирное состояние души». И в другой раз он советовал своему духовному чаду: «Если не видишь и других людей согласия с твоими взглядами, не удивляйся этому. Из слов Господа мы знаем, что лукавый воздействует на взгляды людей и помрачает их умы, чтобы они не разглядели свою пользу и не были послушны гласу Господню».
Относительно противостояния искушениям старец Порфирий советовал:
«Идите своим путем. Дьявол будет приходить со своими помыслами и тянуть вас за рукав, сбивая с пути. Но вы не оборачивайтесь, не заводите с ним беседы и не противоречьте. Так дьявол будет поражен и вас оставит».
Старец Иосиф говорил, что начала и власти тьмы «бывают побиваемы не сладостями и лукумом, а потоками слез, болью душевной даже до смерти, крайним смирением и великим терпением, и непрерывной болезненной молитвой».
Кроме других нападений, дьявол атакует духом скорби и душу христианина, подвизающегося по Христу. Об этом старец Даниил говорил:
«Эта скорбь приходит в душу не вместе с оскорблением, как это в обычае у дьявола, но тончайшей умной пленкой покрывает одновременно и душу, и все ее силы и делает ее жестокой и неспособной к умилению. Она отнимает ревность и веру, и лишает ум силы производить спасительные помышления».
Старец Паисий говорил, что Бог попускает искушения, «чтобы скорбями и рыданиями очистить от грязи и сделать непорочной нашу душу, и чтобы мы для своего спасения были вынуждены прибегать к Богу».
Для противостояния искушениям требуется внимание. Характерно говорил об этом старец Амфилохий:
«Когда кто-нибудь бросает в собаку камень, то часто собака, вместо того, чтобы накинуться на бросавшего, кидается на камень и кусает его. Так делаем и мы. Искуситель посылает кого-нибудь другого, чтобы он нас искусил словом или поступком, и мы, вместо того, чтобы наброситься на кинувшего в нас камень, т.е. искушение, кусаем сам камень – своего ближнего, которого использовал ненавистник добра».
Тот же старец подчеркивал следующее:
«В час искушения мы должны терпеть и творить молитву. Искуситель – великий мастер своего дела. Он последних делает первыми. Искуситель беспокоится, тоскует и производит внешние брани. Он очень искусен. Он приводит человека в колебание, поэтому мы и терпим много крушений. Когда мы в искушении, тогда нисходит к нам Божия благодать. Когда кто-либо испытывается в искушениях, тогда уверяется в своем бессилии, смиряется и привлекает Божию благодать. Не поддавайтесь ветрам искушений. Они вам ничего не могут сделать».
Пожалуйста подписывайтесь тут, что бы дзен показывал это другим.