Каждому свои грибные мечты. Один грезит о трюфелях под сенью средиземноморской дубравы. Другому не дает спать пыльная Африка с гигантскими, будто в бреду, термитными рядовками. Третий проще: его занимают тайны сатанинского гриба и мухомора им. Цезаря. Общего у них то, что все эти мечты - приятные мечты. Бывает, жизнь складывается иначе.
Представьте себе грибы... ну, хорошие трубчатые грибы. Целый род, пусть и небольшой совсем, но интересный, яркий. Широко известные грибы: они фигурировали еще в стародавних советских справочниках на желтой ноздреватой бумаге, с полуслепыми рисованными иллюстрациями. Не очень распространенные, но для наших широт вполне обычные.
А теперь представьте себе, что человек, 20 лет целенаправленно занимающийся изучением грибного разнообразия нашей во всех отношениях средней полосы, находил эти интересные, но не выдающиеся грибы исключительно в чужих корзинках.
Этот человек - я. А грибы эти представляют род Гиропор (Gyroporus).
Справка
Gyroporus - небольшой монофилетический род трубчатых грибов, принадлежащих одноименному семейству. В мире известно около десятка гиропоров, в Европе три, у нас - два вида. Грибы предпочитают теплый климат, но не редкость и в средней полосе России, где - оба - включены в Красную Книгу. (Но их всё равно собирают.) Наши гиропоры - мясистые грибы средних размеров, которые отличает особо хрупкая, ломкая мякоть и "выполненная", неплотно набитая ножка, с возрастом становящаяся совсем полой, что для трубчатых грибов не очень-то типично.
Нельзя сказать, что год от года я только тем и занимался, что искал эти несчастные гиропоры - каштановый, слегка напоминающий польский гриб, и так называемый "синяк", меняющий цвет на срезе с безоглядностью перепуганного осьминога. Нет, конечно, я просто ходил лесами, лиственными и хвойными, сосновыми и дубовыми, песчаными и черноземными, - и методично фиксировал свои находки.
Естественно, подавляющее большинство грибов, широко известных людям, а тем более съедобных, вкусных, - в моей внутренней коллекции уже есть. Исключения можно пересчитать по пальцам, и два пальца придется зарезервировать за гиропорами.
Справка
Синяк (Gyroporus cyanescens) называется также гиропором березовым в честь своего любимого дерева, и гиропором синеющим за особенность, эффективно отпугивающую суеверных грибников. Этот неброский, грязно-песочной окраски гриб синеет на изломе с такой пугающей интенсивностью, что по первости (мне рассказывали) инстинктивно хочется отшвырнуть его подальше. Если вы держите в уме посинение подосиновика - лучше отпустите, никакого сравнения не получится. Гиропор синеет одним скачком. Еще у него "выполненная", как бы неплотно набитая мякотью ножка. Микоризу он образует преимущественно с березой, но крепко привязан к песчаным почвам, так что искать его следует в сосновых лесах с примесью березы. Наверное.
Синяк этот я почти нашел в дни первого (и, увы, последнего) международного слета грибников близ Махры, что во Владимирской области. Было жаркое сухое лето, стоял далекий 2005-й год. Красивые нежные края, увы, сильно запятнанные индивидуальной застройкой еще в те годы; сосны и смешанный лес у песчаных берегов быстрых маленьких рек с неожиданно теплыми разливами - всё как во сне. Тогда я почти нашел свой гиропор, потому что нашли его, кажется, все кроме меня. С тех пор так близко к вожделенному синяку я не подбирался. Но со вторым гиропором, каштановым, мне не обломилось и этого.
Справка
Второй представитель знатного рода - гиропор каштановый (Gyroporus castaneus) растет, судя по описаниям в таких же местах, образуя микоризу с широколиственными деревьями (на юге) и березой (у нас) и почвах; очевидно, тот факт, что у нас на песке буйно растет лишь сосна, не дает развернуться ему во всю ширь. Каштановой шляпкой этот гиропор напоминает польский гриб (Imleria badia), а вот пустотелой ножкой, мелкими светлыми трубочками и хрупкой мякотью - только себя, любимого. Тоже съедобный, вкусный, и краснокнижный в наших широтах гриб.
Гиропоры! Слушайте меня внимательно. Я знаю, как вы редки, ценю вашу исключительность, и собирать - уж будьте уверены - вас не стану. Для еды мне хватит плютеев, псатирелл, дождевиков. А вы - только для коллекции. Найду, сниму, препарирую одного науки ради, и всё на том. Честное слово. Я говорю правду.
Гиропоры. Вы можете верить моим обещаниям. Вылезайте, хватит прятаться.
А резать... резать я вас буду потом.