Вот представь, что тебя сейчас лишат права носить белую футболку или голубые джинсы. И причина только одна -- по рангу не положено. Странно? А вот в эпоху Хэйян все так жили.
Зависимость цвета одежды от занимаемой должности была определена законом. Существовали запретные цвета (киндзики) и разрешенные (юруширо).
Запретными были цвета, получаемые с помощью самых дорогих красителей -- фиолетового и красного. Одежду фиолетовых и лиловых оттенков могли носить только члены императорской семьи. Красных -- высокоранговые чиновники. Что вполне логично. Дорогая ткань -- предмет роскоши.
Но и разрешенные цвета были разрешены не всем. Например, светло-зеленую одежду, затканную узорами, могли носить только куродо. Синие одежды -- для чиновников шестого ранга. (Про ранги отдельно объясню. Там сам черт ногу сломит.)
Конечно, женщины не отставали от мужчин. И именно в женском костюме вся эта котовасия с цветами получила самое яркое выражение.
Допустимые сочетания цветов были зафиксированы в касанэ-но иромэ. Это особая таблица, где даётся порядка двухсот всевозможных цветовых сочетаний.
Оттенки кимоно зависели не только от ранга, но и от времени года. Например, сейчас, в начале весны хэйянские дамы надевали бы костюмы цвета умэ (это японский абрикос). Кстати, вот-вот зацветёт. Надо не забыть и про церемонию любования умэ написать.
Цвет умэ подразумевал использование красных и розовых оттенков. Казалось бы, все дамы должны выглядеть одинаково розовыми. Но не тут-то было. Все костюмы отличались по цвету в зависимости от ранга женщины. Так, оттенок "суо" могли носить только женщины из императорской семьи. "Ака" же был предназначен для фрейлин.
Но надеть кучу кимоно мало. Нужно ещё их красиво показать. Именно по сочетанию цветов и оценивали женщину. Даже если женщина была довольно страшненькой, но кимоно изящно разложены, оттенки идеально подобраны, то женщину могли признать красавицей. И наоборот.
Чтобы скользкий шелк лежал ровно и не сбивался, подолы нарядов фиксировали специальными грузиками. А для верности могли и нитками прошить.
Вот представь. Садишься, вокруг тебя служанки расправляют всю эту бешеную кучу слоёв, фиксируют каждый нитками. И всё. Сидишь и не шевелишься. Хорошо, что такое требовалось только во время приёмов и визитов.
Когда дамы куда-нибудь выезжали в экипаже, то сделать это тоже надо было красиво. Рукава кимоно выставляли напоказ из-под занавесок на окнах. А подолы кимоно хитрым способом привязывали к специальным столбикам и показывали из-под занавесок на дверях.
И вот сидишь вся в куче тряпья. В повозке жарко и душно, потому что окна открывать нельзя, это моветон. Вся эта калымага ещё и адски скрипит при движении. Но при этом нужно оставаться изящной и красивой. Кошмар да и только.
Но страдания на этом не заканчивались. В следующий раз расскажу, какие ещё ужасы поджидали придворных дам.