Найти в Дзене
Сама невинность

Джокер победил Оскара

Суперзлодей вселенной DC Comics стал суперзвездой в 80. Он «родился» в 1940 году у Билла Фингера, Боба Кейна и Джерри Робинсона. Дедушкой «улыбчивый» мальчик сходу признал персонажа Конрада Фейдта из фильма «Человек, который смеется» 1928 года. Прошел долгую школу жизни. И вот, наконец, в 2019ом за $55 млн расправился со всеми своими обидчиками.

Кинолента "Джокер" режиссера Тодда Филлипса стала самым кассовым фильмом, снятым по мотивам комиксов, и заработала две статуэтки: за "Лучшую музыку к фильму", за "Лучшую мужскую роль".

Касса с рейтингом R

Мировые сборы фильма легко преодолели отметку в 1 млрд долларов. Между прочим, это уже седьмой релиз студии Warner, чьи сборы зашкалили за единицу с девятью нулями. Ранее отметку преодолели «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II» (1,34 млрд долларов), «Аквамен» (1,15 млрд долларов), «Властелин колец: Возвращение короля» (1,12 млрд долларов), «Хоббит: Нежданное путешествие» (1,01 млрд долларов), «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (1,05 млрд долларов) и «Темный рыцарь» (1 млрд долларов).

Новый фильм рассказывает о становлении Джокера как антигероя, протагониста Бэтмана. Это большая предыстория, рассказанная не о персонаже даже - о человеке, и не в духе комиксов, а в формате драмы. Универсальная история про сломанного человека, который стал злодеем. В оскароносном блокбастере (по статусу) мы видим фестивальное (по сути) исследование о том, кого никогда не будут жалеть. Будущее предрешено, следующие серии – приговор, во время вынесения которого никто не сделает поблажку поступкам Джокера только потому, что он сам в свое время стал жертвой жестокости мира.

Скромный житель Готэма Артур – грустный и добрый клоун, мечтающий стать стендап-комиком. Шутить он не умеет, а кроме того, больше того – вечно сам становится объектом насмешек и даже жертвой для побоев. Вдобавок Артур – психически нездоров, он страдает редким расстройством психики: в моменты волнения неудержимо смеется. Это становится для него главной бедой – люди не готовы представить, что он не в состоянии управлять своим хохотом, их жестокость только растет.

История Артура, уверяют критики, о реальных и очень острых социальных проблемах. В дневнике, который ведет будущий Джокер, записано: главная беда человека с расстройством психики в том, что общество ждет, чтобы ты вел себя так, будто заболевания нет. Эта мысль выражает суть одного из наиболее актуальных сегодня социальных явлений – движение за видимость людей с ментальными особенностями и психическими расстройствами.

Джокер наглядно показывает тот выбор, который встает перед каждым, кого отвергает среда обитания. А в целом фильм напоминает, что и социум, и каждый отдельный человек должны быть внимательными и милосердными. За этот посыл лента получила, кстати, «Золотого льва».

Джокер среди нас

Помните, горинский Мюнхгаузен восклицал в фильме Захарова: «Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Герой Янковского не боялся казаться смешным – а ведь и тогда, и сейчас не каждому по силам. Далеко не каждому. После премьеры фильма Тодда Филлипса кажется, что последним вообще смеется только Хоакин Феникс. Он то ли спровоцировал, то ли возглавил хаос. Его выстрелы взорвали Готэм, полный лишних плохо одетых людей, которые привыкли ныть, но забыли, как действовать. Джокер – главный козырь в системе государственного пиара, направленного на патернализм. Другой триумфатор Оскара, корейский фильм «Паразиты» - о том же. Они словно бы учат нас: «Большинство – опасное озлобленное быдло. Это приспособленцы, присоски, довольствующиеся малым. Но отлучать, поучать, а уж тем более сковыривать их смерти подобно».

Странная выстраивается система – фильмы, приносящие предпринимателям от кино сотни процентов прибыли (при бюджете в 55 млн Джокер собрал в 20 раз больше!), выстраивают забор, роют ров между обывателями и предпринимателями. Те, кто способен повлиять на ход развития ситуации, сегодня снова не в почете. Диалог строится по принципу: «А если не будут брать – отключим газ». У народа в худшем его проявлении всегда есть моральное право отправиться громить витрины или разрядить обойму в собирательный образ обидчика. Убогих довели, они готовы мстить. Рассматривая этот крайний случай, становится ясно, что выгоднее от паразитов откупиться. Люди готовы жить в грязи, но эту грязь им нужно обеспечить.

Подобных травмированных в детстве Артуров становится все больше – они ежевечернее пополняют список несмешных шуток в блокнотах, подыхая от безделья, чувствуют себя латентными героями, разбирающимися в роскоши, красоте и легкости. И копят раздражение. И радуются каждому случаю безнаказанно предаться агрессии.

Звезда Хоакина Феникса

Фильм, возможно, и при другом кастинге вышел бы небанальным. Но Феникс вывел его на другой уровень. Это безумие находящегося на грани срыва всю свою жизнь человека заслоняет и богатый видеоряд, и игру многих других актеров - антураж, окружающий его, кажется необязательной пристройкой. Болезненно худой парень в застиранной одежде, с тяжелым взглядом, вызывает смешанное чувство отвращения и жалости. Таких «юродивых» мы «пачками» встречаем каждый день – в метро, на улицах, в парках. От такого человека, даже если не соприкоснулся с ним, хочется «отмыться». Актер, как и вся съемочная команда, сделал все, чтобы зрителю было стыдно и противно. А концу фильма оказывается, что сидящие в зале испытывают эти чувства не к Джокеру, а к самим себе.