Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Ловцы человеков. Нива православного просвещения

Теперь пришло время мне похвалить себя. Ну а почему бы не похвалить, если действительно есть чем хвалиться? Как говорил апостол Павел в своем послании к Коринфянам: «…если кто смеет хвалиться чем‐либо, то (скажу по неразумию) смею и я» (2 Кор. 11:21). Впрочем, буду хвалиться не для того, чтобы показать себя, а чтобы заградить уста недоброжелателям, которым захочется выставить меня недостаточно компетентным в вопросах, о которых далее пойдет речь. А речь пойдет о преподавании «Основ православной культуры» (ОПК) в школах. Этому делу я отдал двадцать лет своего служения и прошел путь от ярого сторонника активного внедрения ОПК в светские образовательные учреждения до его противника.

Еще с конца 90-х годов я пытался наладить преподавание православной культуры в образовательных учреждениях своего района, хотя в то время это было невероятно трудно и об ОПК в современных масштабах можно было только мечтать.

Начал я с детских садов. Встречался с администрацией, общался с родителями. Нам удалось найти общий язык, в результате чего стали практиковаться занятия с детьми из подготовительных групп в трех детских садах. Примерно то же самое я сделал и в местном профессиональном училище. Преподавал сам в течение трех лет. Правда, не хватало педагогического образования, результатами своей работы я не был доволен, но постепенно набирался опыта.

В 2006 году вопрос с преподаванием ОПК в школах Красноармейского района удалось резко сдвинуть с мертвой точки, когда одиннадцать учителей из различных школ были направлены на подготовительные курсы при Самарской духовной семинарии. Сразу же было организовано районное методическое объединение учителей ОПК — первое в Самарской области.

Если рассказывать обо всем, что тогда происходило, хотя бы по чуть-чуть, то получится слишком долгое и нудное повествование, которое будет интересно только узким специалистам. Повторюсь — я двадцать лет занимался этим. Поэтому обозначу то, к чему в конечном счете удалось прийти.

На протяжении четырнадцати лет с 2006 года все образовательные учреждения района занимались духовно-нравственным воспитанием детей именно по модулю «Основы православной культуры». Процесс осуществлялся на всех ступенях образования, от детских садов до профессионального училища. В школах ОПК изучали до 80% учащихся района. Мной были привлечены средства благотворителей, которые позволили организовать процесс на качественно высоком уровне. В каждом учреждении кабинеты ОПК были оформлены соответствующим образом, снабжены наглядными пособиями, средствами мультимедийного сопровождения, обеспечены достаточным количеством учебной и методической литературы. Активнейшим образом была задействована сфера дополнительного образования, а именно районный центр детского творчества, на базе которого открылась студия фото- и видеотворчества «Кириллица». Она была плодом совместных усилий Центра детского творчества и Воскресной школы при храме Архангела Михаила. Силами и средствами этой студии, помимо всего прочего, создавались методические разработки для проведения уроков ОПК. С помощью студии «Кириллица» впоследствии был снят фильм «Ловцы человеков». Его можно увидеть, пройдя по ссылкам (четыре части):

Велась активная внеклассная работа по духовно-нравственному воспитанию, включающая в себя всевозможные мероприятия, поездки, в том числе паломнические, проведение конкурсов чтецов в детских садах, организацию школьных и районных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений. Конечно, все это было бы невозможно без желания родителей, поэтому работа с родителями велась очень активно.

Отдельное и особое направление — работа с учителями. Регулярные заседания методического объединения учителей ОПК проводились на базах различных школ. На каждом таком заседании мы смотрели, как правило, два открытых урока или внеклассных мероприятия, решали множество текущих вопросов. В целях повышения уровня компетентности организовывались экскурсионные и паломнические поездки как по территории Самарской области, так и далеко за ее пределами. На базе нашего района мы организовывали и проводили мероприятия по духовно-нравственному воспитанию окружного, зонального и даже областного значения.

Не покривлю душой, если без ложной скромности скажу, что двигателем всей этой работы был именно я — я участвовал везде и во всем, сам организовывал и проводил мероприятия и поездки, сам разрабатывал уроки и потом смотрел, как это работает на практике. В 2012 году я закончил факультет социальной педагогики в Самарском государственном университете и, таким образом, повысил собственную квалификацию — находить общий язык с педагогами стало значительно легче. Прошел я и краткосрочное обучение при общецерковной аспирантуре и докторантуре по курсу «Система непрерывного православного образования: управление и взаимодействие с институтами общества и государства». Курсы, кстати, были так себе, ничего нового я там не узнал и некоторым спикерам сам бы мог объяснить, что жизнь на практике устроена сильно иначе, чем им видится из высоких кабинетов.

Так что на ниве взаимодействия церкви и светских образовательных учреждений я съел не один пуд соли. И на всем этом многотрудном пути мне, как и всем, приходилось преодолевать очень серьезное сопротивление: нежелание администраций учебных заведений, более чем настороженное отношение чиновников, непонимание со стороны родителей и общественности.

— Ты думаешь, что ты делаешь хорошо? Ведь Христос так не поступал: Он приплыл в страну Гедаринскую, изгнал легион бесов из бесноватого, а когда жители той страны попросили Его отойти от пределов их, не стал причинять им добро — молча влез в лодку и отправился обратно. Ты же идешь как ледокол, хочешь облагодетельствовать тех, кто не желает тебя слушать.

— Но они просто не знают подлинной красоты и глубины веры, руководствуются штампами, иллюзиями и ошибочными представлениями о Православии и поэтому не хотят. А знали бы, захотели.

— Да. Все верно. Но и жители Гедаринской страны тоже были такими же, и Христос не навязывал им Себя. А ты действуешь как сектант, лезешь туда, где тебя не ждут. Вспомни, что во времена Христа иудейский народ тоже был не сильно религиозно грамотным. Тогдашние священники говорили об этом народе, что он «невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Тебе это ничего не напоминает? А Христос говорил про этот невежественный в законе народ, что он все-таки мог отличать добрых пастырей от татей и разбойников. Почему же ты отказываешь в этой мудрости своему народу?

— Ты хочешь сказать, что мы тати и разбойники. Не слишком ли? Ведь сопротивляются не все, а только часть. Христос действительно Себя не навязывал, и если Его не принимали, уходил в другое селение. Но справедливо ли будет лишать возможности ознакомиться с православной культурой всех, если один против и громко об этом кричит?

— А если против два? Сколько процентов должно быть «против», чтобы ты понял, что пора «оставить их и идти в другое селение»? А может, ты просто выслужиться хочешь? Хочешь, чтоб тебя заметили, похвалили, назначили куда повыше. Может, ты просто делаешь карьеру и ради нее закрываешь глаза на очевидные вещи, а себя выставляешь «народным благодетелем». А народ-то против. Слышал выражение «народ-богоносец»? Что оно означает? К православным себя причисляет 70% населения нашей страны, а более-менее активную религиозную жизнь ведут от силы 3%. Какая из этих частей «богоносна»? Если большинству не нравится происходящее, то, может, нужно прислушаться к этому большинству и понять, что не так?

— Откуда ты знаешь про «большинство»? Может, это просто СМИ раздувают? В твоем районе большинство как раз «ЗА», вот и занимайся своим районом, что же ты за всю страну говоришь?

И эти вопросы были еще не самыми болезненными из тех, что мне пришлось задавать себе на пути служения православному просвещению.

Продолжение следует…