Среди позднесоветских лент, изображавших любовные треугольники, наиболее циничной является кинокартина «Прости» (1986) с Натальей Андрейченко в роли Маши. Это даже не цинизм, а какая-то убогая тухлятина, причём на всех уровнях. Тут мерзкие — все.
От обманутой жены до красавчика-мужа; от молодой любовницы — до «лучшей подруги» глав-героини. Что подруга? Даже её дочка — пакостная. Больше того — здесь представляется гадким всё общество. Антураж обшарпанного НИИ - добавляет трэша.
Занятная мораль — все изменяют всем. Изменник, как норма. Неприятная, но — реальная. Проблема, но ...это обыденность, как насморк. «Циник, подонок и лжец!» - выпаливает Маша. «А кто сделал враньё нормой наших отношений?», - парирует супруг (эффектный Игорь Костолевский).
Все в этом фильме врут. Кажется, что квинтэссенцией пошлого вранья представляется визит «первой любви», бывшего мальчика, а ныне — спившегося субъекта Саши (экстравагантный Алексей Жарков, изумительно игравший алкоголиков).
Дамочка полагает, что он пришёл, дабы возродить вкус юношеских поцелуев, а тот — мерзко трясущийся — просит денег на выпивку. Причём, сразу и много. Чтобы упиться в хлам. Но это не самая великая тухлятина этого сюжета — дальше будет веселее.
На дне рождения лучшей подруги Наташи (её играет символ начала 1980-х — Александра Яковлева) происходит очередная пакость — Наташин мужичок (неказистый, но крепкий Владимир Меньшов) резво влюбляется в новую гостью и решает увести её с праздника.
Вот так: пошли, Маша, нам тут нечего больше делать. И сходу — целоваться в коридоре. Только что он любил Наташу, а теперь — Машу. Но цепочка унижений и омерзительных ситуаций продолжается — на очереди визит героини к любовнице мужа.
Одна из примечательных деталей комнаты — ренессансная Мадонна в разных современных стилях. От классики до «разложения» на кубическо-плоские поверхности. Мощная символика: разложение женщины. От великого образа - до нагромождения острых углов.
Девочка — супер-наглая и до жути раскованная. Как положено в этой потрясающей истории. Потом нам показывают ещё ряд отвратительных ситуаций. В результате всех этих приключений героиню то ли грабят и бьют, не то — насилуют.
Ещё один нюанс — вся эта жесть происходит накануне и — непосредственно в день 8 марта. Женский день поистине удался! Правда, финал — оптимистический. Ура! Маша и её гулящий супруг возвращаются домой, где заперта на ночь их несчастная дочь. Но эта идиллия не радует.
P.S. В середине 1980-х годов этот фильм имел успех у зрителей. Говорили: жизненно. Критики - ругались. Мол, чему может научить это произведение? По-моему, ничему хорошему. Зато здесь великолепно выписаны типажи, проложившие дорогу в 1990-е.
- Zina KorZina (c)