Введение
«Не судите и не судимы будете», - почему-то разговор об образе Ивана Флягина из «Очарованного странника» Лескова хочется начать именно с этой фразы. Возможно, причина кроется в неоднозначности личности монаха. Однако разбор образа Флягина мы начнём с внешности мужчины.
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор»», - Лесков
Проанализировав приведённую цитату, можно составить примерно следующий портрет главного героя повести: старик-богатырь, одетый в послушничий подрясник. Такие особенности внешнего вида стали последствиями:
a) крестьянского происхождения: «Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии»
b) жизненного пути Флягина, но об этом позже
Сейчас же нужно отметить одну из важнейших деталей – особенностей «Очарованного странника»: дар, связанный с лошадьми, поскольку позже он не только повлияет на историю, но и определит профессию Флягина – конэсэр: «Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования».
Таково введение в образ Ивана Флягина.
Глава 1 – «Начало»
«Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть», -
«Очарованный странник», Лесков
Иван Флягин рассказывает свою историю с самого рождения. Он был «молитвенным сыном», другими словами мать просила Бога дать ей ребёнка. Однако произошла трагедия: Голован (прозвище Флягина) появился на свет, но его мать умерла в родах. Также позже выясниться, что под «молитвенным сыном» можно понимать и то, что Флягин был обещан Богу:
«А знаешь ли, — говорит, — ты еще и то, что ты сын обещанный?»
«Как это так?»
«А так, — говорит, — что ты богу обещан».
«Кто же меня ему обещал?»
«Мать твоя»
Тем не менее, эту фразу можно трактовать по-разному. Например, что Флягин был рождён для того, чтобы служить Богу. Это подтверждается предзнаменованием, которое и определило всю жизнь Голована:
«А вот, — говорит, — тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».
Здесь же и возникает параллель с фразой, которой сам Флягин описал свою судьбу. Она приведена в эпиграфе.
Глава 2 – «Путь» (черты характера)
«Очарованный странник», - прочитав только название, можно подумать, что повесть будет построена вокруг набожного и святого человека. Однако первое, что бросается в глаза в истории Флягина – это жестокость мужчины, которая проявляется в нескольких моментах. Мы же выделим самый первый:
«Я ее сейчас из силка вынул, воткнул ее мордою и передними лапами в голенище, в сапог, чтобы она не царапалась, а задние лапки вместе с хвостом забрал в левую руку, в рукавицу, а в правую кнут со стены снял, да и пошел ее на своей кровати учить. Кнутов, я думаю, сотни полторы я ей закатил и то изо всей силы, до того, что она даже и биться перестала. Тогда я ее из сапога вынул и думаю: издохла или не издохла? Сем, думаю, испробовать, жива она или нет? и положил я ее на порог да топориком хвост ей и отсек»
В двадцать первом веке очень трудно понять и принять такое поведение героя. Время всё-таки другое. Но всё же жестокость как черта характера выделяет образ Флягина на фоне других монахов, святых или просто верующих из литературы, и даже в целом среди героев русской классики. Ведь если, например, Раскольников убивает старуху-процентщицу, руководствуясь разумом (хоть это и спорно), а Арина Петровна Головлёва, сурово обращаясь с собственными детьми, сухим расчётом, то Голован – другой случай. Складывается впечатление, словно жесткость для него – обыденность: отрезать кошке хвост как для нас сходить в магазин за молоком. И такая простота зверства пугает.
Из положительных же черт Флягина (их всё-таки больше, чем негативных) следует выделить:
1. Свободолюбие, но его проявление связано, как правило, с гордостью:
«А вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да камешки бить... это уже домучило меня до того, что я думал-думал, как себе помочь, и решился с своею жизнью покончить»
2. Законопослушность/порядочность:
«Я закручинился: страсть как мне не хотелось воровать»
3. Чувство справедливости:
«— Ну что же, мол, делать: если ты, презрев закон и религию, свой обряд изменила, то должна и пострадать».
4. Добросовестность в исполнении обязанностей/обещаний
«— Совсем, мол, я не каменный, а такой же как все, костяной да жильный, а я человек должностной и верный: взялся хранить дитя, и берегу его».
5. Религиозность (с точки зрения христианства). Другими словами, наличие какой-никакой морали:
«— Нет-с, домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... в одну сторону и в другую — все одинаково... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».
6. Духовная развитость (чувствует/понимает искусство):
«Я видал, как пляшут актерки в театрах, да что все это, тьфу, все равно что офицерский конь без фантазии на параде для одного близиру манежится, невесть чего ерихонится, а огня-жизни нет».
7. Бескорыстность
«Я бы за вас так, без платы, пошел, да у меня бумаг нет».
8. Практичность
«Никакой пользы нет, а сиди на службе; ну, я и вижу, что дело плохо, и стал опять наниматься, по старому обыкновению, в кучера, но никто не берет; говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно... Просто хоть повеситься, но я благодаря бога и с отчаянности до этого себя не допустил, а чтобы с голоду не пропасть, взял да в артисты пошел»
9. Объективность
«А скоро же вы примете старший постриг?
— Я его не приму-с.
— Это почему?
— Так... достойным себя не почитаю.
— Это все за старые грехи или заблуждения?
— Д-д-а-с. Да и вообще зачем? я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии».
К негативным чертам (не только характера, а образа в целом) помимо жестокости можно также отнести:
1. Грешность
«Да-с; выйду и запью; — Пью, — говорю, — и временем даже очень усердно пью».
2. Необразованность
«— Да не болтай ты, — говорю, — черт, со мною по-французски: я не понимаю, что то за пти-ком-пё!»
3. Мистицизм/мистификация (христианство не одобряет веру в призраков и другую нечисть)
«А я видел, когда плыл, что надо мною Груша летела, и была она как отроковица примерно в шестнадцать лет, и у нее крылья уже огромные, светлые, через всю реку, и она ими меня огораживала...»
Таким образом, Флягин предстаёт перед читателем как обычный человек, которого тоже смущают страсти. Лесков показывает Голована то как отъявленного грешника, то как в целом праведную личность. Он чтит закон человеческий и Божий. В то же время если смотреть со стороны двадцать первого века, нельзя не сказать о том, что кажется будто Флягину в детстве или не заложили некоторые моральные установки или исказили их. Однако не стоит забывать, что «молитвенный сын» рос в простой крестьянской семье, не имел образования, а потому единственным источником духовного развития для него стала религия. Тем более, что его отцу, скорее всего, было не до заложения моральных основ (которые, впрочем, явно отличались от современных), ведь и за лошадьми барскими нужно было следить, и семью как-то кормить.
Глава 3 – «Конец» (о духовности Флягина)
Иван Флягин несмотря ни на что так и остался «Очарованным странником» и «молитвенным сыном». Он грешил, но был верен Богу. А в конечном итоге пришёл к своему искуплению. Через всё произведение автор ведёт нить духовности и религии:
«Я эти деньги, что от них взял, двадцать пять рублей, сейчас положил в бедный монастырь — вклад за Грушину душу, а сам стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть», -
или, -
«— Полюбили вы монастырскую жизнь?
— Очень-с; очень полюбил, — здесь покойно, все равно как в полку, много сходственного, все тебе готовое: и одет, и обут, и накормлен, и начальство смотрит и повиновения спрашивает»
Более того, именно в конце повести религиозность Флягина обретает форму. Вот что он говорит о своей жизни до и после монастыря:
«Ведь это, надо полагать, скука и мучение в погребе, не хуже, чем в степи?
— Ну нет-с: как же можно сравнить? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали. Придут, сверху над ямой станут, и поговорим, а отец казначей жернов мне на веревке велели спустить, чтобы я соль для поварни молол. Какое же сравнение со степью или с другим местом».
И если посмотреть на путь, пройденный Голованом, то невольно можно задастся вопросом: за что он так страдал? Зачем он нужен был Богу? Возможно, чтобы своей жизнью показать другим людям, как сохранить веру во Всевышнего несмотря на невзгоды. Возможно, чтобы искупить чьи-то грехи.
Мне кажется, что жизнь Флягина чем-то напоминает искупление Иисуса Христа: и тот, и другой был дан Богом и для Бога. Каждый из них страдал в определённый период своего существования. И оба сохранили веру и преданность Всевышнему.
Закончить же хочется фразой одного из героев «Очарованного странника», описывающей Ивана Флягина:
«Я, — говорит, — его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель. Это, — говорит, — по вашей части, а я в этом не сведущ, мнение же мое такое: прогоните, — говорит, — его куда-нибудь подальше пробегаться, может быть он засиделся на месте».
А что вы думаете об этом герое?
Нашли в статье ошибку? Буду очень признателен, если напишите о ней в комментариях
*Примечание: статья является скорее сумбурными размышлениями о герое, чем серьёзным анализом.