Найти тему
Читающий инженер

История на грани реальности и мистики. Харуки Мураками - "Охота на овец". Книжный отзыв.

"Он проводил свою жизнь в кафе, где вечно надрывался осточертевший хард-рок. Четыре раза в неделю он напивался, а в остальные дни просто рассматривал дождь сквозь громадные окна небоскрёбов. А потом ему сказали, что, если он не найдёт Овцу - одну-единственную овцу в целом мире! - его убьют". Харуки Мураками

Романы и рассказы Харуки Мураками, вот уже почти тридцать лет покоряют сердца и воображения читателей всего мира. Роман «Охота на овец» стал одним из самых популярных в России среди переводных книг нового века. «Охота на овец» - третий «толстый роман» писателя, завершающий так называемую «Трилогию Крысы», но не обязательно нужно прочитать остальные, чтобы приступать к «Охоте на овец» , нет. История в романе раскрыта полностью, от начала до конца. Именно в этой книге история, которую начал автор с предыдущих романов («Слушай песню ветра» и «Пинбол 1973»), приобрела поистине вселенский размах! Интересно, что в дальнейшем трилогия получила продолжение – тот же герой появляется в романе «Дэнс, Дэнс, Дэнс».

Книги Харуки Мураками :  "Слушай песню ветра" ,  "Пинбол 1973",  "Дэнс, дэнс, дэнс..."
Книги Харуки Мураками : "Слушай песню ветра" , "Пинбол 1973", "Дэнс, дэнс, дэнс..."

Основой сюжета служит древняя легенда об овце, которая вселяется в человека и использует его как оболочку для несения хаоса и анархии в мир. Но одновременно с этим в основе книги лежит — одиночество человека. В этом плане Мураками не изменяет себе самому, ведь во всех его книгах прослеживается четкий типаж главного персонажа, которому он по сути никогда не изменяет: замкнутая и одинокая, асоциальная личность, склонная к алкоголизму и самокопанию.

Для меня роман «Охота на овец» стал не просто книгой, с элементами мистики, о том как молодой парень сначала ходит в бары, потом женится, потом разводится, потом находит подругу и с ней отправляется на поиски загадочной овцы. Эта книга полностью пропитана философией Харуки Мураками, его мыслями, его взглядами, его отношением к жизни.

… - Ну да, на самолёте лететь скучища. Но зато экономится время. На поезде ты бы до Хоккайдо двенадцать часов добиралась!
- И куда же оно потом девается, это время?
- Что значит – куда девается?
- Ну, ты же сказал, что благодаря самолёту экономится целых десять часов времени, так? Куда же оно потом уходит?
- Время вообще никуда не идёт. Оно – прибавляется. Эти десять часов нашей жизни мы можем провести или в Токио, или в Саппоро. За десять часов можно посмотреть четыре фильма и два раза поесть. Так, нет?
- А если неохота ни есть, ни кино смотреть?
- Это уже твоя проблема. Время тут ни при чём…

Когда начинаешь читать книгу, сначала совсем не понимаешь, почему такой складывается пазл, с недостающими частями. Но чем дальше, тем яснее становится картина, но в то же время более мистичней и загадочней. Не зря получилась такая стихийная «Мураками мания» после выхода его первых книг, это на самом деле захватывает, его неповторимый стиль, который вобрал в себя что-то от многих жанров, образовав в итоге совершенно новый стиль.

Всегда нелегко отвечать на вопрос, в каком жанре пишет Мураками. Литературоведы готовы, хотя и с солидными оговорками, причислить его к разряду «фэнтези», или «ненаучной фантастики». Сам же Мураками считает, что будто наибольшее влияние на него оказал «последний классик Японии» Кобо Абэ ( японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире, прим. автора), но в тоже время признаётся, что для создания «Охоты на овец» , «одолжил кое-что» у Чандлера (Рэ́ймонд То́рнтон Ча́ндлер - американский писатель-реалист и критик, автор детективных романов, повестей и рассказов, прим. автора).

После прочтения его книг остаётся особое послевкусие, которое я не могу сравнить ни чем из ранее прочитанного. Это если как взять абсолютно одинаковый сорт винограда , но раздать абсолютно разным виноделам. На выходе получатся абсолютно разные напитки, которые не сможешь сравнить, пока не попробуешь.

Моя полка книг и моя "Мураками Мания"
Моя полка книг и моя "Мураками Мания"

Харуки Мураками у меня ассоциируется с таким хорошим, немного креплёным вином, которое стояло не один год, которое пьешь и никак не можешь разгадать его нотки, его неповторимый запах. Что-то такое загадочное добавил туда автор, то что не поддаётся объяснению, но что придало такой яркий вкус напитку. После первой бутылочки понимаешь, что в вино влюбился, но вкус не распробовал. И уже сразу после первой хочется бежать за второй, но столько мыслей в голове, что пока их все не разберешь, за каждой мыслью не погоняешься, как в поле за бабочками, за второй идти - смысла нет.

… - В сегодняшней газете видели фотографию лошади?
- Фотографию лошади видел.
- Вам не показалось, что лошадь и наездник думают о совершенно разных вещах?
Тяжелая тишина выплеснулась из трубки и медленно растеклась по квартире. Ни шороха, ни малейшего вздоха. Абсолютная тишина, от которой так болело в ушах.
- И поэтому ты сюда звонишь? – спросил он.
- Да нет! Это я так – разговор начать…

И вот стоит представить это состояние, когда ты после бутылочки хорошего вина, задумчив, расслаблен, тебе хорошо и не хочется ни с кем говорить, но хочется взять в руки все мысли в голове и обязательно о них подумать. Такой уж не «простой сорт» вина этот Харуки Мураками. Сорт, который уже после первого глотка не оставляет равнодушным, после второго уже начинаешь что-то чувствовать к нему, а после третьего ты понимаешь, что оно однозначно тебе по душе.

Читайте («Пейте»).

Улыбайтесь.

Внимайте.

Наслаждайтесь.