Фразу из заголовка приписывают вождю всех народов И.В. Сталину, а данное суждение является весьма расхожим и действенным у современных руководителей бизнеса, вкладывающих в неё карательный смысл. Но так ли оно верно и однозначно? В своём суждении здесь "О пользе ошибок" я уже обращал внимание на ценность битого перед небитым. Всем известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Но вот вновь читаю материал Владимира Мариновича "Кого нужно сразу увольнять?" в его одноимённом канале и хочется вступиться за наших работяг - они ведь такие же, как и их руководители - обычные люди и ничто человеческое им не чуждо, как и право на ошибку. Ошибаться свойственно всем, однако цена ошибки разная. Она зависит от меры ответственности ошибающегося. Т.е ошибка рядового сотрудника - ничто в сравнении с ошибкой руководителя бизнеса.
Кроме того, в современном сложном управленческого-производственном процессе в решении какой-то конкретной задачи участвует большое количество ответственных специалистов. Редким исключением является случай серьёзной производственной ошибки, где виновным может оказаться конкретный одиночка, чаще всего - это группа лиц. Но если ошибка - провал - ущерб качественно расследуются в предприятии, то по результатам этих проверок кроме человеческого фактора мы видим всегда вторую составляющую проблемы - несовершенство или сбой системы управления.
Ещё не известно, что больше и чаще приводит к ошибкам в работе: человеческий фактор или порочная система отношений в коллективе, за состояние которой отвечает руководитель. Именно поэтому гениальный в историческом противоречии Генералиссимус немножко не прав, направляя на поиск конкретных виновных во всевозможных проблемах и просчётах среди всех вокруг, кроме себя. С точки зрения мобилизации и мотивации людей на повышение персональной ответственности за вверенный участок работы это может быть и оправдано, однако с точки зрения эффективности управления - не совсем.
К сожалению в нашем трудовом сообществе существует такая ментальность: что-то случилось - ищем или назначаем стрелочника, увольняем всех подряд без разбора, а потом кусаем локти и начинаем задумываться, что не так "в консерватории". А ведь в каждой ошибке сотрудника есть доля вины его руководителя.
Человеческий фактор конечно же важен, особенно в тех видах трудовой деятельности, где люди - основной инструмент производства, но на минимизацию персональной ответственности и снижение влияния человеческого фактора на результат в работе, на предупреждение ошибок и кризисов в производстве должны быть направлены все механизмы системы управления: структурирование, внутренние регламенты и правила, автоматизация управления предприятием с системой постановки задач, контроля и отчетности, мотивационно-дисциплинарная система наконец.
А это - роль и ответственность руководства предприятия. И если недальновидный руководитель не принимает мер по минимизации влияния человеческого фактора на конечный результат в своём деле, то тогда не стоит искать виновных в регулярных сбоях ошибках и просчётах среди своего персонала, лучше подольше задумчиво смотреть в зеркало.
В конце традиционное место для ваших улыбок:
Мнение о публикации ценно для меня. Комментируйте, отмечайте, распространяйте.
Сергей Русанов.