Найти в Дзене
Anna Chertkova

Итальянцы: «зелёные» и эко-тревожные?

А итальянцы – зеленые? Верят ли жители Апеннин в бога спасение окружающей среды и насколько они эко-сознательны на бытовом уровне?

Когда я задаю себе подобные вопросы, то всегда обращаюсь к голым фактам – то есть к цифрам. Но на этот раз я так и не смогла найти однозначные данные: сколько бы я не копалась в Интернете, я постоянно натыкалась на статьи, жонглирующие официальной статистикой с... диаметрально противоположной оценкой. «Да, после Экспо итальянцы стали ответственней подходить к теме green!» - и тут же, буквально в этом же месяце, другой, не менее авторитетный портал пишет: «Может, сюрприз, а, может, и нет: итальянцев вовсе не интересует экологичность в моде». Ну, amici miei, друзья мои журналисты, вы уж договоритесь как-нибудь между собой, что на самом деле интересует итальянцев (кроме как вкусно поесть – лучше, конечно, если у мамы)...

Однако, пока демагоги спорят об уровне дзен экологичности соотечественников, я вам «не скажу за всю Одессу», но в Милане уже давно и вполне успешно сортируют мусор; в супермаркетах прилавков с «био» продукцией с каждым годом все больше – значит, все больше покупателей отдают предпочтение «био»; город освещен исключительно светодиодными лампами; количество компаний, предлагающих байк-скутер-кар шеринг не поддается подсчету, и я все чаще вижу на улицах города гибридные и электрические машины.

-2

Светлое будущее? Отнюдь: обычные итальянцы все так же бросают окурки где придётся прямо на улице и мусорят на пляже, скупают ненужное шмотье от нечего делать и куда охотнее следуют советами модных инфлюэнсеров, чем невзрачного подростка из какой-то там далекой скандинавской страны...

Итальянцы часто напоминают мне доверчивых детей – кто поманет конфеткой побольше да поярче, к тому они и пойдут на ручки. А если вам выбирать между, скажем, Кьярой Ферраньи и Гретой Тунберг –ну, я думаю, вы меня поняли.... чему уж тут удивляться. Да и местное правительство, похоже, куда больше занято собственными склоками, чем приближением светлого экологического будущего в отдельно взятой Красивой Стране, Bel Paese.

Поэтому многие итальянцы стараются каждый во что горазд. В Одиночку. И Постоянно Терзаются. Экзистенциальными вопросами. На Кой Мне Это Надо?!

Но здесь итальянцам неожиданно повезло с менталитом! Если итальянца спросить про будущее, то он , как пить дать, будет вам распинаться о будущем своих детей. Семья и дети – это единственное, что всегда на уме у жителей Апеннин, и, именно поэтому это еще и единственная сила, которое сможет сдвинуть с насиженного места тяжёлого на подъем среднестатистичного итальянца. Собственно, по этой же причине итальянки куда чувствительней к вопросу «какой мир мы оставим нашим детям?», чем их мужья.

А для тех, кто задается вопросом «а зачем мне это надо?» или для тех, кто ищет пример для подражания чтобы совместными усилиями, шаг за шагом, сделать нашу планету лучше, чище и красивей для будущих поколений, я привожу ниже перевод авторской колонки Danda Santini, главного редактора IO Donna, женского глянцевого приложения газеты Corriere Della Sera.

«Мода против эко-тревожности

Клянусь, что я очень стараюсь. Я различаю между жиронепроницаемой бумагой, которая идет в «общие отходы» и просто грязной бумагой, которой положено быть в «пищевых отходах», и ламинированной бумагой, которая попадает в «пластик». Я выбрасываю чеки в общие отходы, а исписанные наклейки – в бумагу. Встроенный в меня геолокатор упреждает меня, если я вдруг оказываюсь в регионе Италии, где тетра пак – это бумажный мусор, а жестянки от напитков идут в «стекло». Я маниакально выключаю везде свет, открываю и закрываю воду, когда чищу зубы, и хожу по лестнице до изнеможения. Я сократила время пользования машиной и вместе с городским приложением я стала настоящим чемпионом по состыковкам маршрутов метро-троллейбусов-пригородных поездов и трамваев. Я научилась с предельной точностью выссчитывать пешеходные маршруты и количество израсходованных калорий. Потому что я хожу пешком, ах, сколько же я хожу пешком! Выбираю неисхоженные маршруты, тихие тенистые улочки. Я купила семена, чтобы выращивать на подоконниках исключительно цветы, которые притягивают пчёл и бабочек. Я всегда с детства уважала муравьев, я даже уже начинаю думать, что и комары тоже нам в общем-то нужны, но я сдаюсь, только увидев клопов. Я ем мало мяса, эффективно делаю закупки, обращаю внимание на упаковку. Уверенно отказываюсь от пластикового пакета в супермаркетах и злюсь сама на себя, когда у меня при себе нет холщовой сумки для покупок. Я испытываю чувство вины, когда я одна в машине, если мне нужно куда-то лететь на самолете, если мы едем в отпуск куда-то очень далеко. В общем, я очень стараюсь, но я чувствую себя одинокой. А, видя цифры, температуру, прогнозы, я чувствую себя еще и растерянной и ненужной. Эко-тревожность, с щедрым налетом чувства вины: вот последняя психопатология в моей повседневности.

Лекарство? Не уставать повторять себе, что чтобы спасти мир не требуется личная жертва, а коллективное усилие. И, особенно, с энтузиазмом принимать хорошие новости. Поездка в Париж на Change NOW, мировую выставку новшеств на благо нашей планеты, стала для меня прекрасным успокаивающим. Нет, я не одна. Масса компаний, старт-апов, ученых, университетских сотрудников, ассоциаций, инноваторов, изобретателей, людей с открытым сердцем, двигается в унисон в одном направлении. И мода в который раз оказывается одним из самых восприимчивых к этому движению секторов. И пока я собираю, отделяю и делю, и не поздоровиться тому, кто попробует меня остановить, люксовая группа Kering разработала и дала доступ всем желающим к экономическому и экологическому отчёту о собственной деятельности, инструмента, который измеряет влияние модной индустрии на окружающую среду. А когда что-то можно измерить, это можно проконтролировать. Расход воды, выброс вредных веществ, тип используемой энергии. Как работают в магазинах, офисах, на складах. Транспорт, производство, разработка. Впечатляющая, дотошная, кропотливая работа: но она необходима!

Где гиганты создают рамку, там небольшие компании включают на полную мощность креативность. Гуляя среди стендов участников выставки, я узнала, что в Италии мы умеем прекрасно дубить кожи, даже самые редкие и ценные, в Гонконге перерабатывают кожаные обрезки от производства перчаток для работы в саду, во Франции изучают красители и пигменты «био», в Голландии создают платформы для того, чтобы мода была всем на благо, в Сингапуре продливают «жизнь» одежды, в Швейцарии поддерживают проекты с низким уровнем воздействия на окружающую среду, в Великобритании сертифицируют отслеживание происхождения расходных материлов, в США делают ставку на натуральный растительный потенциал, в Мексике продукты красоты продаются в используемой много раз упаковке, в Бразилии разработали специальные программы накопления баллов и премирования тех, кто перерабатывает мусор лучше и эффективней всех.

Я, к концу выставки, снова улыбаюсь. Я залила полный бак позитивной энергии, без вредных выбросов. Когда креативность и технология, промышленность и наука работают рука об руку, то надо ждать добрых сюрпризов. Именно так и «родился» итальянский дизайн, практически сразу же вслед за прет-а-порте. И, кто знает, может, потребность и изобретательность снова схлестнутся».

-3

Change NOW! Измени себя сейчас – и мир изменится вслед за тобой.