Autocanon de 47 mm Renault
Страна: Франция
Производитель: Renault
Шасси: Renault type EP/ Бронирование - FAMH, Saint-Chamond
Годы выпуска 1914-1915
Кол-во: 4
Экипаж: 5
Боевая масса: 5 тонн
Вооружение: QF 3 pounder Hotchkiss (Hotchkiss 47 mm L/50 M1902, Hotchkiss de 47mm TR, Canon de 47 mm modèle 1902)
Бронирование: 4-6 мм
Двигатель: 18,2 л.с.
Пулеметные бронеавтомобили были неплохи, но пушечные могли стать еще лучше, тем более, что тесно работая по поставке бронемашин Пежо в российскую армию, французы могли знать о том, что в русской императорской армии формируют бронеотряды из одной пушечной и двух пулеметных машин, да и предварительные проекты могли видеть. Но одна попытка была не самой удачной и больше экспериментов во Французской армии не проводили.
Получив запрос на производство пушечного бронеавтомобиля Рено взяло за основу шасси уже не легковой машины, как для пулеметных машин, а от массового грузовика Renault 16CV type EP. Французская армия однозначно сделала свой выбор при заказе массовых грузовиков у Берлие, полноприводных шасси у Латил, а бронеавтомобили у Пежо. И пока Рено наконец не нашла свой путь в танках с лучшей броневой машиной первой четверти 20-го века - FT17, у фирмы были большие проблемы. Выпуск модели EP начался в 1914 году. С началом войны, в связи с общим недостатком колесного транспорта, Рено начали применять во вспомогательных службах, например в санитарной службе, авиационных подразделения, поставлялись союзникам.
Выехавшая в Европу для закупок автомобильной техники комиссия во главе с полковником Секретевым один из первых контрактов заключила на поставку 55 машин Renault, из них 35 бронеавтомобилей и 20 грузовиков. Во время войны поставки легковых и грузовых автомобилей Renault в Русскую армию непрерывно росли. Всего до конца 1917 года во Франции было закуплено более 1000 автомобилей в основном грузовиков. Эксплуатацию на военных дорогах и на российском бездорожье грузовики Рено выдержали достойно. Последние 110 грузовиков Renault из военных поставок Первой мировой прибыли в Россию осенью 1917 года.
При создании Авто-пушки Рено использовало тот же принцип бронирования, что и для легких пулеметных бронеавтомобилей. Кабина водителя и двигатель были полностью закрыты клиновидный бронекорпусом с большим углом наклона лобовой брони и узким окном для наблюдения за дорогой в верхней части корпуса. Охлаждение двигателя шло через бронированный "воздухозаборник" в носовой части, в котором в лобовой проекции все было забронировано, воздух через "воздухозаборник" попадает в двигательный отсек, где через два боковых отверстия расходится к расположенному за двигателем радиатору. Подобная схема с одной стороны обеспечивала почти полную неуязвимость двигателя от винтовочных пуль, но не обеспечивала достаточного охлаждения самого двигателя.
Боевое отделение бронировано не было, борта скорее всего были из обычной листовой стали, так как не играли никакой роли при ведении огня. Борта откидывались и расширяли платформу при стрельбе. В кузовов грузовика устанавливалась скорострельная морская пушка Гочкиса. Так как военные решили, и правильно, что эта машина не для непосредственной поддержки пехоты, а в качестве огневого усиления, требовалось орудие с относительно высокой дальностью стрельбы, мощной гранатой и малой массой и отдачей. При массе всего в 308 кг, имела длину ствола в 2350 мм, и сохранив скорострельность 20 выстрелов в минуту обеспечивала дальность до 3 км.
Этим условиям соответствовала полуавтоматическая 47-мм корабельная пушка Гочкисса обр 1902 года. По сравнению с массовой, разошедшейся многотысячными тиражами 37-мм и 47-мм пушками образца 1895 года. пушка обр 1902 года имела существенно более длинный ствол, что требовалось морякам в связи с увеличением дальности ведения боя в начале века. Пушка в кузов устанавливалась на стандартной тумбовой установке прямо над задним мостом. Оснащение орудия щитом "морского типа" обеспечивало расчету достаточную защищенность.
Автором проекта был поручик Вилленю-Баргемон (Villeneu-Bargemont), который в коротки срок подготовил соответствующий проект, который ближе к концу войны предложил оригинальный проект броневой машины с тремя равномерно расположенными мостами. Первый опытный образец Autocanon de 47 mm Renault был предъявлен заказчику 15-го августа 1915 года. Несмотря на то, что проект был удачным по своей идее, выбор шасси убил идею на корню. Шестнадцатисильный двигатель был откровенно слабый и из-за плохого охлаждения, все время работая в перегруженном режиме, перегревался. Полностью бронированная передняя часть привела к существенной перегрузке переднего моста, что при колесной формуле 4х2 делало проходимость машины условным понятием.
И хотя пушка имела маленькую отдачу и вес, более менее нормально можно было стрелять только в узком секторе в заднюю полусферу. Бронеавтомобиль не вывешивался ни на аутригерах, ни блокировалась при стрельбе подвеска. В итоге стрельба во фланг сразу приводила к поперечной раскачке машина, что делало возможность эффективной стрельбы только в заградительном режиме, при стрельбе назад возникала та же проблема, но хотя бы можно было стрелять при малых углах склонения. Боекомплект размещался в бронированном ящике сразу за кабиной.
Оснащение пушки бронированной "башней-щитом" морского типа привело к сложности работы расчета, ни о какой скорострельности в 20 выстрелов в минуту говорить было не возможно, и если при стрельбе во фланг заряжающий и наводчик фактически висели на откинутом борту, то при продольной стрельбе им просто не было места между пушкой и бронированной кабиной, особенно учитывая необходимость быстрого заряжания и размещения боекомплекта в укладке сразу за пушкой.
Все эти недостатки можно было устранить в ходе серийного производства. Но война уже в 1915 году стала "совершенно неожиданно" позиционной. Все броневые части были отведены с фронта на решение вспомогательных задач, которые для пушечных машин придумать было сложно. Использование именно этих бронемашин в качестве систем ПВО было невозможно, поэтому собрав еще три машины, их выпуск прекратили. Применяли машины эпизодически до конца войны в качестве подвижного артиллерийского резерва.
Источник: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/renault_47mm.htm
https://armoredcars-ww-one.blogspot.com/2012/09/french-group-of-renault-anti-aircraft.html
https://strangernn.livejournal.com/786370.html
http://www.gruzovikpress.ru/article/1188-gruzoviki-reno-100-let-v-rossii-ch-1/