В нашем списке — фильмы, которые шли в российском прокате и появлялись на стриминг-сервисах с 1 января 2019 года. При составлении подборки никто из сотрудников не пострадал (но многие плакали).
Подборку мы готовили так: каждый сотрудник редакции выбрал 15 лучших фильмов, и те, что набрали больше голосов, попали в итоговый топ. Некоторых важных фильмов (например, «Фаворитки» или «Зеленой книги») в нашем списке нет, потому что они вошли в топ фильмов прошлого года. В этот раз мы решили не делать рейтинг, а дать просто список самого, по нашему мнению, лучшего. Разве что выделим одного безоговорочного лидера. И это
«Джокер»
Триумфатор не только Венецианского фестиваля, но и мирового бокс-офиса — «Джокер» собрал более 1 млрд долларов, установил несколько рекордов и стал самым кассовым фильмом с рейтингом R. Тодд Филлипс, снимавший до этого комедии вроде «Мальчишника в Вегасе», совершил революцию в жанре кинокомикса — сделал фильм по лекалам знаменитых картин Мартина Скорсезе, на первый план вывел сложного антигероя и взял на главную роль одного из самых блестящих актеров современности. Хоакин Феникс проделал колоссальную работу, чтобы создать своего Джокера: похудел на 20 килограммов, начитался книг про убийц политиков и отказался изображать одно конкретное психическое заболевание, чтобы никто не смог поставить персонажу точный диагноз. Такое рвение уже отмечено ассоциациями кинокритиков и Гильдией актеров США; уверены, киноакадемия поступит так же.
Помимо невероятной актерской работы, стоит отметить и потенциал самой истории. Филлипс снял зрительское кино о главных настроениях десятилетия — ощущении всеобщего разочарования, бессилия и поисках нового врага. История маленького угнетенного человека, восставшего против несправедливости мира, пробрала многих — настолько, что буквально на днях Джокер стал символом реальных парижских протестов. До сих пор ведутся споры: об этом ли на самом деле фильм или мы просто купились на шуточки Джокера?
«Однажды в… Голливуде»
Девятый фильм Квентина Тарантино — признание в любви старому Голливуду и кульминация всего, что когда-либо снимал режиссер. История Рика Далтона, теряющей популярность звезды вестернов, и его дублера Клиффа Бута порадовала прежде всего бесподобным актерским дуэтом Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта и уже затем сильной драматургией и атмосферой голливудской эпохи, исчезнувшей с убийством Шэрон Тейт. Тарантино затянул саспенс, построенный на фирменных диалогах, аж на два с половиной часа и перенес весь экшен в финальные 15 минут — такое решение оценили не все. В Каннах, где «Однажды в… Голливуде» участвовал в основном конкурсе, картине досталась лишь премия «Собачья пальмовая ветвь» (Брэнди навсегда!), пресса отзывалась о ней без особых восторгов, а дочь Брюса Ли, Шеннон, ополчилась на Тарантино за то, что он показал ее отца «напыщенным наглым ублюдком».
«Солнцестояние»
Второй полнометражный фильм Ари Астера, автора «Реинкарнации» — необычная, будто вывернутая наизнанку хоррор-сказка. Самое ужасное (семейная трагедия) происходит здесь в самом начале в зловещей темноте. Затем экран заливается светом, и дальнейшее действие разворачивается в идиллических пейзажах под лучами ослепительного солнца. И от этого становится еще страшнее. Дэни, героиня великолепной Флоренс Пью — практически Джокер в женском обличье. Ее болезненные отношения с родителями и сестрой заканчиваются катастрофой, бойфренд не способен ни поддержать, ни признаться в угасших чувствах, и поэтому, когда парочка вместе с друзьями-антропологами приезжает в шведскую секту на праздник летнего солнцестояния, именно забитая и зареванная Дэни проявляет себя. То, как нестандартно и даже цинично режиссер раскрашивает историю про токсичные отношения в краски фолк-хоррора, и делает фильм совершенно выдающимся.
«Брачная история»
Чарли — театральный режиссер из Нью-Йорка, Николь — актриса, которая бросила кинокарьеру в Лос-Анджелесе, вышла замуж за Чарли и играет в его театре. Мужа все устраивает, но Николь понимает, что потеряла себя в браке. Оба супруга хорошо относятся друг к другу и собираются полюбовно оформить развод, но в дело вмешиваются адвокаты — и начинается настоящая война.
Ноа Баумбак сам пережил тяжелый разрыв с Дженнифер Джейсон Ли и снял фильм со знанием дела — наполненный личной болью, юмором и ощущением нарастающего абсурда. Почти все его работы так или иначе о кризисе отношений, но в «Брачной истории» Баумбак говорит еще и о порочной судебной системе, разделяющей людей и превращающей близких в заклятых врагов. Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер сыграли здесь, возможно, лучшие свои роли. «Брачная история» получила все главные номинации на «Золотой глобус» и премию Гильдии актеров США. Уверены, что и без «Оскаров» она не останется.
«Дылда»
Главный русский арт-фильм года, «Дылда» Кантемира Балагова рассказывает историю двух подруг-фронтовичек, которые пытаются выжить в послевоенном Ленинграде. Одна — контуженная, высоченная, не от мира сего Ия, вторая — маленькая пробивная Маша (прекрасные дебютные работы Виктории Мирошниченко и Василисы Перелыгиной). Ия не уберегла в тылу Машиного сына. Поскольку та не может больше иметь детей, Маша требует от подруги возмещения ущерба. Вдохновившись книгами Светланы Алексиевич, Балагов размышляет о судьбе женщин, сломленных войной, запертых в тесноте госпиталя и ленинградских коммуналок. Огромное значение в фильме имеет цвет, нарочито ненастоящий: чуть ли не в каждом кадре кроваво-коричневые оттенки реального мира сталкиваются с изумрудно-зеленым — миром мечтаний и несбыточных надежд. «Дылда», как и первый фильм Балагова, участвовала в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля и получила там две награды — приз за режиссуру и премию от международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ.
«История игрушек 4»
Редкий пример того, как четвертая часть франшизы может дать фору всем предыдущим. Оказавшись в руках новой хозяйки, соседской девочки Бонни, Вуди переживает очередной кризис: главной и любимой игрушкой Бонни назначила не его. Тихие страдания Вуди разворачиваются на фоне громких стенаний новичка Вилкинса, которого Бонни сделала из обычной пластиковой вилки. В путешествии, куда девочка отправляется с родителями и игрушками, Вилкинс сбегает, и ответственный Вуди берется его разыскать.
Проблема самоидентификации, столкновение старого и нового, поиск места в жизни и своего предназначения — все это было и в прошлых мультфильмах. Но именно в финале эти темы сошлись и заиграли новыми красками. Особенная благодарность за такой термин, как «экзистенциальный кризис вилки». Мультфильм стал пятым проектом студии Disney, преодолевшим отметку в 1 млрд долларов по сборам в 2019 году, и показал несколько технологических прорывов: в четвертой части идеально передана плюшевость некоторых игрушек, а кожа пастушки Бо выглядит как настоящий фарфор.
«Клаус»
Анимационная лента Netflix и испанской команды во главе с режиссером Серхио Паблосом, над которой плакало полредакции. Главный герой этой истории — избалованный мажор Джеспер. Вместо учебы, куда его пристроил отец — глава королевской почты, Джеспер пьет кофе, спит на шелковых простынях и все портит. Когда отцовскому терпению приходит конец, он ссылает Джеспера работать почтальоном на край света, в холодный и убогий городишко Смиренбург. Задача — через год наладить в Смиренбурге оборот в 6000 писем. Только тогда можно будет вернуться домой. Проблема в том, что жители города, словно Монтекки и Капулетти, живут войной друг с другом. Как заставить писать письма тех, кто предпочитает угробить соседа? К счастью, Джеспер знакомится с угрюмым лесорубом Клаусом, чей дом полон игрушек, и придумывает хитрую схему: дети пишут Клаусу письма-заказы, а тот вместе с Джеспером доставляет посылки по ночам.
«Клаус» — идеальная рождественская история и при этом изящная деконструкция всем известного мифа про Санту, сделанная с теплотой и юмором и напоминающая, что волшебство где-то рядом и оно не всегда связано с магией.
В нашем списке — фильмы, которые шли в российском прокате и появлялись на стриминг-сервисах с 1 января 2019 года. При составлении подборки никто из сотрудников не пострадал (но многие плакали).
Подборку мы готовили так: каждый сотрудник редакции выбрал 15 лучших фильмов, и те, что набрали больше голосов, попали в итоговый топ. Некоторых важных фильмов (например, «Фаворитки» или «Зеленой книги») в нашем списке нет, потому что они вошли в топ фильмов прошлого года. В этот раз мы решили не делать рейтинг, а дать просто список самого, по нашему мнению, лучшего. Разве что выделим одного безоговорочного лидера. И это...
«Джокер»
Триумфатор не только Венецианского фестиваля, но и мирового бокс-офиса — «Джокер» собрал более 1 млрд долларов, установил несколько рекордов и стал самым кассовым фильмом с рейтингом R. Тодд Филлипс, снимавший до этого комедии вроде «Мальчишника в Вегасе», совершил революцию в жанре кинокомикса — сделал фильм по лекалам знаменитых картин Мартина Скорсезе, на первый план вывел сложного антигероя и взял на главную роль одного из самых блестящих актеров современности. Хоакин Феникс проделал колоссальную работу, чтобы создать своего Джокера: похудел на 20 килограммов, начитался книг про убийц политиков и отказался изображать одно конкретное психическое заболевание, чтобы никто не смог поставить персонажу точный диагноз. Такое рвение уже отмечено ассоциациями кинокритиков и Гильдией актеров США; уверены, киноакадемия поступит так же.
Помимо невероятной актерской работы, стоит отметить и потенциал самой истории. Филлипс снял зрительское кино о главных настроениях десятилетия — ощущении всеобщего разочарования, бессилия и поисках нового врага. История маленького угнетенного человека, восставшего против несправедливости мира, пробрала многих — настолько, что буквально на днях Джокер стал символом реальных парижских протестов. До сих пор ведутся споры: об этом ли на самом деле фильм или мы просто купились на шуточки Джокера?
«Однажды в… Голливуде»
Девятый фильм Квентина Тарантино — признание в любви старому Голливуду и кульминация всего, что когда-либо снимал режиссер. История Рика Далтона, теряющей популярность звезды вестернов, и его дублера Клиффа Бута порадовала прежде всего бесподобным актерским дуэтом Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта и уже затем сильной драматургией и атмосферой голливудской эпохи, исчезнувшей с убийством Шэрон Тейт. Тарантино затянул саспенс, построенный на фирменных диалогах, аж на два с половиной часа и перенес весь экшен в финальные 15 минут — такое решение оценили не все. В Каннах, где «Однажды в… Голливуде» участвовал в основном конкурсе, картине досталась лишь премия «Собачья пальмовая ветвь» (Брэнди навсегда!), пресса отзывалась о ней без особых восторгов, а дочь Брюса Ли, Шеннон, ополчилась на Тарантино за то, что он показал ее отца «напыщенным наглым ублюдком».
«Солнцестояние»
Второй полнометражный фильм Ари Астера, автора «Реинкарнации» — необычная, будто вывернутая наизнанку хоррор-сказка. Самое ужасное (семейная трагедия) происходит здесь в самом начале в зловещей темноте. Затем экран заливается светом, и дальнейшее действие разворачивается в идиллических пейзажах под лучами ослепительного солнца. И от этого становится еще страшнее. Дэни, героиня великолепной Флоренс Пью — практически Джокер в женском обличье. Ее болезненные отношения с родителями и сестрой заканчиваются катастрофой, бойфренд не способен ни поддержать, ни признаться в угасших чувствах, и поэтому, когда парочка вместе с друзьями-антропологами приезжает в шведскую секту на праздник летнего солнцестояния, именно забитая и зареванная Дэни проявляет себя. То, как нестандартно и даже цинично режиссер раскрашивает историю про токсичные отношения в краски фолк-хоррора, и делает фильм совершенно выдающимся.
«Брачная история»
Чарли — театральный режиссер из Нью-Йорка, Николь — актриса, которая бросила кинокарьеру в Лос-Анджелесе, вышла замуж за Чарли и играет в его театре. Мужа все устраивает, но Николь понимает, что потеряла себя в браке. Оба супруга хорошо относятся друг к другу и собираются полюбовно оформить развод, но в дело вмешиваются адвокаты — и начинается настоящая война.
Ноа Баумбак сам пережил тяжелый разрыв с Дженнифер Джейсон Ли и снял фильм со знанием дела — наполненный личной болью, юмором и ощущением нарастающего абсурда. Почти все его работы так или иначе о кризисе отношений, но в «Брачной истории» Баумбак говорит еще и о порочной судебной системе, разделяющей людей и превращающей близких в заклятых врагов. Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер сыграли здесь, возможно, лучшие свои роли. «Брачная история» получила все главные номинации на «Золотой глобус» и премию Гильдии актеров США. Уверены, что и без «Оскаров» она не останется.
«Дылда»
Главный русский арт-фильм года, «Дылда» Кантемира Балагова рассказывает историю двух подруг-фронтовичек, которые пытаются выжить в послевоенном Ленинграде. Одна — контуженная, высоченная, не от мира сего Ия, вторая — маленькая пробивная Маша (прекрасные дебютные работы Виктории Мирошниченко и Василисы Перелыгиной). Ия не уберегла в тылу Машиного сына. Поскольку та не может больше иметь детей, Маша требует от подруги возмещения ущерба. Вдохновившись книгами Светланы Алексиевич, Балагов размышляет о судьбе женщин, сломленных войной, запертых в тесноте госпиталя и ленинградских коммуналок. Огромное значение в фильме имеет цвет, нарочито ненастоящий: чуть ли не в каждом кадре кроваво-коричневые оттенки реального мира сталкиваются с изумрудно-зеленым — миром мечтаний и несбыточных надежд. «Дылда», как и первый фильм Балагова, участвовала в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля и получила там две награды — приз за режиссуру и премию от международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ.
«История игрушек 4»
Редкий пример того, как четвертая часть франшизы может дать фору всем предыдущим. Оказавшись в руках новой хозяйки, соседской девочки Бонни, Вуди переживает очередной кризис: главной и любимой игрушкой Бонни назначила не его. Тихие страдания Вуди разворачиваются на фоне громких стенаний новичка Вилкинса, которого Бонни сделала из обычной пластиковой вилки. В путешествии, куда девочка отправляется с родителями и игрушками, Вилкинс сбегает, и ответственный Вуди берется его разыскать.
Проблема самоидентификации, столкновение старого и нового, поиск места в жизни и своего предназначения — все это было и в прошлых мультфильмах. Но именно в финале эти темы сошлись и заиграли новыми красками. Особенная благодарность за такой термин, как «экзистенциальный кризис вилки». Мультфильм стал пятым проектом студии Disney, преодолевшим отметку в 1 млрд долларов по сборам в 2019 году, и показал несколько технологических прорывов: в четвертой части идеально передана плюшевость некоторых игрушек, а кожа пастушки Бо выглядит как настоящий фарфор.
«Клаус»
Анимационная лента Netflix и испанской команды во главе с режиссером Серхио Паблосом, над которой плакало полредакции. Главный герой этой истории — избалованный мажор Джеспер. Вместо учебы, куда его пристроил отец — глава королевской почты, Джеспер пьет кофе, спит на шелковых простынях и все портит. Когда отцовскому терпению приходит конец, он ссылает Джеспера работать почтальоном на край света, в холодный и убогий городишко Смиренбург. Задача — через год наладить в Смиренбурге оборот в 6000 писем. Только тогда можно будет вернуться домой. Проблема в том, что жители города, словно Монтекки и Капулетти, живут войной друг с другом. Как заставить писать письма тех, кто предпочитает угробить соседа? К счастью, Джеспер знакомится с угрюмым лесорубом Клаусом, чей дом полон игрушек, и придумывает хитрую схему: дети пишут Клаусу письма-заказы, а тот вместе с Джеспером доставляет посылки по ночам.
«Клаус» — идеальная рождественская история и при этом изящная деконструкция всем известного мифа про Санту, сделанная с теплотой и юмором и напоминающая, что волшебство где-то рядом и оно не всегда связано с магией.
«Паразиты»
Невероятно остроумное и при этом горькое кино, социально-сатирический хоррор, «комедия без клоунов и трагедия без злодеев», как называет фильм его режиссер Пон Джун-хо. Прославленный кореец умудрился сделать три фильма в одном, виртуозно перемешав жанры. Семья бедняков коварством отжимает рабочие места в доме богачей, изобретательно избавляясь от предыдущих работников — это комедия положений. Но грядет расплата, конечно же, кровавая — это экшен-хоррор. А в финале зрителей ждет душераздирающая драма. Пятнадцатиминутная овация в Каннах после показа, номинации на все ведущие кинопремии («Оскар», уверены, выдвинет картину и как лучший фильм, и как лучший международный), рекорды в российском бокс-офисе — Пон Джун-хо и сам удивляется такому успеху. Но объясняется это просто: «Паразитов» отличает яркий киноязык, внятный социальный посыл (критика общества потребления и социального неравенства) и важный гуманистический месседж (паразиты тоже люди и заслуживают нашего сочувствия).