Благодаря современным мобильным приложениям для знакомств найти подходящего партнёра стало гораздо проще, чем несколько десятилетий назад. Выбор из тысяч вариантов, возможности сортировать людей по множеству параметров и завязать общение с интересным человеком парой кликов сделали поиск партнёра похожим на выбор товара в супермаркете, где у каждого продукта есть определённый набор качеств и потребительская ценность. Но такой взгляд на отношения далёк от реальности, а у богатства выбора есть обратная сторона, пишут Эшли Феттерс и Кейтлин Тиффани из The Atlantic.
Современный подход к отношениям начал складываться во второй половине XIX века вместе с ростом числа городов-миллионников. До того жители небольших поселений не могли похвастаться слишком большим выбором партнёров, а для горожан, наоборот, задача подбора пары всегда была гораздо сложнее — им приходилось придумывать, как разобраться во всём многообразии вариантов. Мойра Вейгель, автор книги «Тяжкий труд любви», считает, что именно тогда люди стали чаще и больше воспринимать отношения в контексте вероятностей и шансов. Позже, уже во времена сексуальной революции середины XX века, исчезло множество табу, определявших, кто и с кем может встречаться. Выбор стал ещё больше, а представление о схожести партнёров с товарами на рынке только укрепилось в сознании людей.
Во время поисков пары в «Тиндере» разумно предположить: мы знаем, что нам нравится или не нравится. Например, «брюнетки не выше 170 сантиметров» или «высокие парни с высшим техническим». На первый взгляд поиск партнёра действительно напоминает выбор товара — например, пылесоса. Но это только на первый взгляд.
Пылесос не способен сознательно отказаться от владельца, да и сломавшийся аппарат вряд ли заденет чувства покупателя или изменит его отношение к пылесосам в целом, в отличие от череды отказов со стороны потенциальных партнёров. К тому же мы часто долго ищем самый качественный и долгосрочный продукт за оптимальную цену — но эта логика гораздо хуже подходит к поискам краткосрочных отношений.
Как считает исследовательница поведенческой экономики и дейтинг-коуч Логан Юри, нельзя заранее угадать, кто нам понравится или не понравится. Романтические чувства могут возникнуть между двумя абсолютно непохожими друг на друга людьми, а могут и не появиться у теоретически идеальной пары.
Кроме того, «рыночный» взгляд предполагает честную работу механизмов спроса и предложения. А если они работают неправильно и нечестно — в этом можно кого-то обвинить. Кажется, что умные, общительные и трудолюбивые парни, которые много зарабатывают, должны быть самыми популярными. Но даже такое сочетание качеств работает не всегда. Например, в заливе Сан-Франциско, известном Кремниевой долиной, одно из самых худших в США соотношение одиноких мужчин и женщин. Причём настолько, что комментатор с технического сайта Hacker News рекомендует тем, кто ищет себе пару, попросту копить деньги и уезжать.
Масла в огонь подливает статистика приложений и сайтов для знакомств: точно известно, что мужчины пользуются ими гораздо больше, чем женщины. Кроме того, парни чаще устанавливают сразу несколько приложений для знакомств, пытаются применять различные стратегии для поиска пары, в то время как девушкам такие ухищрения нужны гораздо меньше. Эти данные лишь добавляют поводы для заявлений, что женщины предъявляют к мужчинам нереалистичные требования.
Итоговая ситуация на «рынке» знакомств далека от идеальной. Феттерс и Тиффани приводят в пример девушку по имени Лиз, которая не может воспринимать пользователей в «Тиндере» иначе как продукты на полках, понимая, что в случае отказа у неё есть выбор из нескольких десятков вариантов — и что к ней наверняка относятся так же. Как-то Лиз попался парень, позвонивший ей в день отказа целых 83 раза. Когда девушка наконец взяла трубку, мужчина заявил, что хотел просто преподать ей урок. Вместо того чтобы разозлиться на него, Лиз скорее посочувствовала мужчине — много кого вывели бы из себя долгие и бесплодные поиски.
Ещё один хороший пример того, что приложения для знакомств работают неидеально, — работа исследователей из университета Огайо. Они изучили связи между использованием приложений для знакомств и одиночеством. Как выяснилось, чем больше человек ощущает себя одиноким, тем активнее он ищет партнёра и тем больше получает отказов вне зависимости от пола.
Наконец, пишут Феттерс и Тиффани, человеческий мозг просто не приспособлен для того, чтобы обрабатывать тысячи профилей в «Тиндере»: пользователей приходится сортировать по категориям, а значит, относиться к потенциальным партнёрам как к товарам.