Найти тему

Виленкин Наум Яковлевич

Сейчас будет очередное признание в моей бесконечной любви к необыкновенно талантливым людям.

Есть вещи, на которые я никогда не смогу решиться, потому что это нечто за гранью. В сферу моих обязанностей входит разработка занятий, выстраивание курса для подготовки к экзамену или для какой-то еще цели. И когда вы готовите курс, необходимо очень четко видеть связи между понятиями внутри тем и самих тем. Скажем, нельзя решать иррациональные уравнения (полноценно нельзя решать) до того, как вы разобрали решение квадратных уравнений и решение неравенств. Должна соблюдаться внутренняя логика предмета.

А теперь попробуйте обозреть весь курс школьной математике, добавить сюда еще особенности развития детей и на основе этого выстроить целую систему обучения, а потом написать учебник для каждого класса. Который по объему будет отвечать целям обучения и умещаться в школьную программу. Огромное количество факторов, которые нужно учесть, делает написание учебника делом крайне сложным. Я занимаюсь математикой довольно много времени, но я не думаю, что когда-нибудь мне хватит опыта, даже на то, чтобы написать какое-нибудь хиленькое пособие.

Поэтому, мне кажется, что написать хороший учебник по математике для детей может только человек, который занимался наукой достаточно долго, чтобы увидеть целостную систему и понимать, что как изучение школьного курса может подготовить детей к изучению высшей математики.

Одним из таких людей, на мой взгляд, является Виленкин Наум Яковлевич. В 1942 году он закончил МГУ, а в 1951 получил звание профессора, с 1961 года работал в Московском заочном педагогическом институте. Занимался теорией топологических групп, потом изучал системы характеров нульмерных компактных абелевых групп. Эти исследования нашли практическое применение в системах цифровой обработки, в конструировании цифровых фильтров и теории голографии.

Затем он начинает изучать теорию представлений групп Ли. Результатом этой работы стала монография, вышедшая в 1965 году, посвященная изучению специальных функций математической физики. Также Наум Яковлевич является соавтором двух книг из серии монографий, написанных И. М. Гельфандом. Эти книги активно используются специалистами в области теории полей и элементарных частиц.

Это не все работы Виленкина в области теории групп, но думаю этого хватит для создания образа этого человека, как научного сотрудника. И теперь добавим к этому его работу в области школьной педагогики. И здесь он выступает перед нами, как соавтор нескольких школьных учебников, а также пособий для учащихся вузов и учителей.

Уже почти пятьдесят лет его учебники по математики для пятого и шестого класса используются для обучения детей. Я использую данные учебники в своей работе постоянно. Одним из больших достоинств этих книг является теоретическая часть к каждой теме. Здесь довольно просто объясняется материал, разбираются примеры и формулируются правила и понятия. Все важные слова выделены, что помогает детям в самостоятельном изучении материала.

Дальше к каждой теме идут задания, достаточно разнообразные и разные по уровню сложности. Выделены задания для разбора в классе и для домашней работы. Заданий действительно много, не все учебники могут похвастаться этим. Во время моей работы в школе мне очень не хватало задач для полноценного отрабатывания темы. Думается мне, что многие учителя сталкиваются с такой проблемой. Приходится искать дополнительный материал, на что уходит много времени и сил, поэтому хорошо, когда в учебнике много заданий.

Почему-то мне казалось, что данные учебники были исключены из федерального перечня. Но сегодня я их там нашла. Тем не менее, дети, которые занимаются по этим учебникам мне попадаются редко. Интересно, с чем это связано.