Найти тему
Страховой советник

Недетские игры наших детей.

Многие, наверное, помнят "замечательный" совет, который дал наш бывший премьер, господин Медведев, педагогам: "Если не хватает денег, идите в бизнес!" И знаете, многие действительно ушли. Причем ушли, сужу по себе и своим бывшим коллегам, зачастую не потому, что не хватало денег. Довольно большая часть ушедших просто не выдержала того, что творилось в системе образования под предлогом ее оптимизации.

Недавно все наши СМИ облетела страшная, на мой взгляд, новость: в Саратове ФСБ задержало двух подростков, готовящих вооруженное нападение на школу.

Естественно, речь тут же зашла об интернет-сообществах, в которых они состояли, о том, что рецепты горючих смесей так же найдены в интернете и т.д.

А может быть виноват в этом все-таки не интернет?

Город, в котором я живу, когда-то славился двумя вещами - большим количеством химических заводов и тем, что на каждой улице была своя подростковая группировка и между ними постоянно шла война, причем бились всерьез - в ход шли монтировки и цепи из граверов. У случайно "затесавшегося" не в свой район подростка, могли возникнуть очень серьезные проблемы.

В итоге руководитель Городского управления образования поставил перед педагогами детских клубов четкую задачу: делайте, что хотите, но детей нужно "убрать" с улицы. Не было почасовых занятий, не было плано уроков, клубы были местом, куда подростки могли прийти в любой момент и на любое время. И знаете, это действительно начало работать, ситуация стала смягчаться.

А потом началась ОПТИМИЗАЦИЯ.

Первой ласточкой стало распоряжение зам. мэра по социальным вопросом категорически запретить проведение занятий педагогами системы дополнительного образования на базе школ. В результате закрылось множество спортивных секций, ведь каким-бы замечательным не был учитель физкультуры, он чисто физически не может вести занятия по легкой атлетике, футболу, волейболу, борьбе и т.д. А спортшкол, сами понимаете, хватает не на всех.

Как-то смогли адаптироваться, хотя, безусловно, охват подростков значительно снизился. А потом детские клубы стали загонять в формат стандартных образовательных учреждений: образовательная программа, количество часов на занятие и т.д. Т.е. ребенок приходил на полтора часа, занимался по программе, а потом приходила следующая группа. Но это уже не атмосфера клуба... А фактически дублер той же школы, с посещаемостью, успеваемостью и т.д.

Я работала в системе доп. образования достаточно долго, в том числе в структуру моего отдела входил военно-патриотический клуб, педагогами в нем были и военные, и сотрудники милиции, многие прошли Афганистан и Чечню. И знаете, что самое интересное? В нашей работе нам помогали все: те, кого принято называть "силовыми структурами" (в т.ч. МЧС, УВД, ГИБДД, ФСБ), коммерсанты, профсоюзы предприятий и т.д.
А вот Администрация, которая собственно и отчитывалась нашими достижениями и регулярно требовала с нас отчеты, вкладывалась в "патриотов" не очень усердно
. Это особенно ярко стало видно после инвентаризации, проведенной при очередной реорганизации структур. Оказалось, что на балансе клуба, в котором занимается более 150 подростков, который регулярно проводит областные мероприятия, собирая на них 200-250 человек. числится: две палатки, два туристических котелка, 1 сломанный компас, веревка "8" (чего 8 мне проверяющие так и не сказали, то ли кусков, то ли метров), книга по основам выживания, стенды для Музея Боевой Славы (сделанные за счет "внебюджетных" средств нашего детско-юношеского центра), один тренажер и 32 светильника. Формально у нас не было даже стульев. Зато мы умудрились открыть секции подводного плавания и верховой езды, а на наших военно-спортивных играх дети играли в пейнтбол.

При таких "огромных" вложениях в воспитание детей. какую отдачу можно ждать от тех, кто с ними работает?

Мало того, был период, когда нас пытались заставить требовать с детей в обязательном порядке приобретать форму (и летний комплект, и зимний). Интерес чиновников понятен: "красивые" дети в одинаковой форме на все "военные" праздники - 23 февраля, День Победы и т.д. Вот только контингент у нас был, мягко говоря, не очень обеспеченный, а стоила та форма весьма недешево.

И что в итоге? Клубы "для бедных" практически исчезли, любой кружок, любая секция требует финансовых вложений, а куда идти тем, за которых родители заплатить не могут или не хотят?

Свято место пусто не бывает. Эту нишу стали занимать все, кому интересны новые "рекруты", в т.ч. и секты, различные группировки и т.д. Там есть и грамотные психологи, и денег с подростков они не потребуют, и, вполне естественно, что дети пойдут именно туда.

Мальчишки всегда любили играть в войну, любому из нас хочется быть важным и значимым, и на этом очень легко сыграть. Что, собственно, и происходит. За время реформ и так называемой оптимизации из системы образования, школ и дополнительного образования, ушли тысячи талантливых, ярких педагогов. Ушли, в основном, именно те, кто действительно мог очень много дать детям и оказать на них серьезное внимание. Они действительно оказались востребованы и в бизнесе. Вот только принесло ли это именно те результаты, которых добивались наши реформаторы?

P.S.: и знаете что меня всегда удивляло, когда по роду деятельности, я занималась тем самым патриотическим воспитанием? Почему-то основными критериями степени "патриотизма" у детей на всех смотрах-конкурсах были умение маршировать, стрелять и быстро надевать противогазы. Мне всегда казалось, что это всего лишь элементы начальной военной подготовки.

А теперь дети готовят теракт...