Любая картина имеет передний план и имеет фон. Фон советской действительности был серым и глухим как бетонная стена. На таком фоне незаурядные, странные и смешные ситуации могли быть связанными только с персонажами, которые никак не вписывались в эту самую советскую действительность. И более того, в лучших комедиях Гайдая, они жили на, допустим, нетрудовые доходы и иногда вели асоциальный образ жизни. Варили самогон, браконьерили, затем оказывались жуликами по найму в "Операции Ы". С Труса, Балбеса и Бывалого началась слава Гайдая. Продолжилась товарищем Сааховым, путавшим личную шерсть с государственной, и воровавшим невест. Мало того, хулиган Федя из «Операции Ы» демонстрировал советским зрителем некоторое превосходство такого незаконопослушного образа жизни. Кто не работает - тот ест. Учись студент.
И это было здорово. Каждая такая история была эпатажем действительности и протестом. Победой и смехом мышки над кошкой. Т.е. государством и законом. Это были комедии издёвки личности над системой. Разумеется, что симпатии зрителя были на стороне первых.
К концу 60х социализм становился развитЫм, и пирамида Маслоу советского человека тоже не стояла на месте. А самогонщики и браконьеры в трениках и валенках сменились контрабандистами в элегантных шортах и проститутками в минибикини.
В оригинальном сценарии Геша Козодоев работал не только манекенщиком в доме моды, но ещё и барыжил иконами (что пришлось вырезать). Что нисколько не мешало быть ему истово верующим и носить крестик. Пройдёт чуть больше 20 лет и геши козодоевы начнут возрождать в нашем отечестве духовность, традиции и православную веру. «Ну ка пшёл отсюда!!! Щенок!!!» Возродили.
…Какой была пирамида Маслоу у рядового советского человека, такого как Семён Семёнович Горбунков, в то время?
*Отдельная квартира. Горбунковы обитают в стандартном панельном хруще, в новом микрорайоне, тоненькие деревца-саженцы, бабули у подъездов. (галочка)
*Модная шмотка жене (халатик) – естественно. А лучше шуба. Но «шуба подождёт» и заменена на
*Поездку за границу. (галочка) Но это было вообще из ряда вон. Какой морской круиз? Да ещё и кажется и в Стамбул. Вы о чём? Ещё и в 80е заграницей были Болгария с Польшей.
Это возможно было или по профсоюзной путёвке или опять же тем «кто умел жить». Напомним, вместо шубы. Совместить и шубу, и заграницу видимо было нереальным. Так же, как и поехать вместе с семьёй. Только одному. Т.е. вообще одному. Характерно, что на палубе «Михаила Светлова» кроме Горбункова и Геши больше нет никого. Что конечно гипербола и метафора.
*Рыбалка или охота. Чтоб и улов и добыча невиданные. И вспоминать потом много лет. (галочка)
* Поход в ресторан, коих было раз-два и обчёлся на весь средний областной центр. В нём наесться и напиться, и вообще, отвести душу на годы вперёд. (галочка)
* Хоть одним глазком прикоснуться к прекрасному. Например, миру мод и секс-индустрии, они в «Бриллиантовой руке» иногда пересекаются.
* Автомобиль. Ну это прям самая самая маковка пирамиды. Чтобы его купить, надо было откладывать несколько лет, при этом ничего не есть и не пить. Малореально. Более реалистично было найти клад, отдать его государству, которое заплатит 25%, и потом уже, по совету друзей, и купить авто. Ещё вариант – лотерейный билет. «Кто возьмёт билетов пачку, тот получит водокачку.»
* И бонусом, последний пункт: награда от родного государства. Диапазон от похвальной грамоты до ордена. Хоть бы и посмертно. Желательно за выполнение особо трудного и секретного задания. Ибо хотелось быть причастным к чему-то значительному.
Более жестокой сатиры на советский образ жизни не было ни до, ни после «Бриллиантовой руки».
Пишут, что к съёмочной группе был прикомандирован товарищ из КГБ. Куда он смотрел?
Но дело не только в сатире. «Бриллиантовая рука» - это история о запретном плоде, об искушении.
Это фильм-житие. Главному герою, великомученику и страстотерпцу Семён Семёновичу Горбункову, предстоит пройти эти искушения, как превеликие испытания. Велико было желание избежать их, «можно за меня этот гипс поносит кто-нибудь другой?», но Родина велит пройти их от начала и до конца. Искушения плотские, заграницей и сексом в лице уличной проститутки и Анны Сергеевны, он проходит успешно. Рестораном и алкоголем, увы, нет.
Ирония в том, что его жертвы окажутся не очень нужны. Да, советский человек был на многое способен, всё мог вынести и всё преодолеть. Но роль отпущенная советской Родиной своему образцовому гражданину Семёнсемёнычу была одна – роль наживки. Потому что «так надо». Универсальный ответ на все вопросы.
…Сменились эпохи. И вчерашние мышки сами стали кошками. Жрут и хватают всё до чего дотянутся. А мышки, как были мышками, так ими и остались. И против кошек не могут ничего и не пытаются.
*****************************************************************
МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА
(по ссылке ниже на ridero.ru):
10ка лучших отечественных фильмов.