Найти тему
UsedCars

Обсуждаем, в чём причина резкого снижения доходов таксистов

В последнее время заработки водителей такси непрерывно снижаются - об этом говорят сами таксисты и всякие умные исследования. Вот и эксперты из Высшей Школы Экономики решили на примере Москвы выяснить, в чём же причина такого падения - ведь работы-то у таксистов явно стало больше.

Исследование, которое провели специалисты из ВШЭ, с одной стороны ничего нового не открыло. Но тем не менее поговорить здесь есть о чём. Смущает только, что в опросе приняло участие всего 1 672 человека — 1 571 из них регулярно пользуется услугами такси, а 101 — сам работает водителем. Но для опросов такого плана, где результаты легко экстраполируются, это норма.

Так вот, в ходе исследования выяснилось, что с 2012 года число москвичей, постоянно пользующихся такси, выросло в шесть раз - стало быть число поездок тоже увеличилось. Но за тот же период доходы таксистов снизились в три раза. На первый взгляд - парадокс.

Может быть поездки на такси стали настолько дешевле, что таксисты больше работают и меньше получают? Вроде не настолько, судите сами: в 2012 году одна поездка стоила в среднем 627 рублей, а в 2019 году — 484 рубля. Подешевело, но даже менее, чем в два раза - так что если это и причина, то не вся.

-2

Но средняя дневная выручка таксистов, как выяснилось в ходе опроса, за тот же период снизилась с 6 985 до 5 660 рублей - на 1325 рублей. А доход упал с суммы в 3 937 до 1 382 рублей - то есть на 2555 рублей. Как видим, таксисты стали больше отдавать с выручки, то есть их расходы увеличились.

Тут виной всему считают увеличение количества агрегаторов такси. Это привело не только к удешевлению поездок, но и к уменьшению доли дохода водителя в дневной выручке с 72% до 23%. В общем, в этих цифрах легко запутаться, но вывод очевиден - виноваты агрегаторы. Если бы не они, то таксисты работали бы меньше, а зарабатывали бы больше.

Сейчас же ситуация такова, что для того, чтобы более-менее нормально зарабатывать, водители увеличивают продолжительность рабочего дня. Это ведет к их усталости, как следствие - проблемам со здоровьем и т.п. Но не только - увеличение числа ДТП с участием такси считается тоже следствием сложившиейся ситуации.

-3

Но агрегаторы по сути выставляют цены на поездки, исходя из соотношения спроса и предложения в данный момент. Проще говоря, есть много желающих взять пассажира - ценник низкий, желающих мало - ценник высокий. Эта схема ярко проявляется в моменты разного рода городских коллапсов, когда на линии мало машин.

То есть в ситуации, когда желающих "сесть за баранку" мало - цены на услуги такси, а стало быть и доходы таксистов должны увеличиться. Однако, как видим, баланс всегда перевешивает в сторону большего количества таксистов и меньшего количества заказов. Так что низкие цены - только следствие такой ситуации, в которой люди готовы конкурировать за небольшой заработок.

Вывода можно сделать два. Во-первых, очевидно, что при прочих равных это лучшее, что может выбрать для себя конкретный водитель, севший за руль такси. И пока желающих потаксовать много - цены расти не будут, так что вопрос здесь только в количестве желающих работать на этом поприще.

-4

В во-вторых - ну можно надеяться, что услуга такси станет ещё более востребованной и тогда таксистов будет на всех не хватать. Но для ездящих "в булочную на такси" стимул один - низкая цена, при высокой стоимости поездки спрос на услуги упадет.

Так что таксистам тут можно надеяться только на какие-нибудь системные проблемы с общественным транспортом - что и сегодня, говоря честно, является главной причиной востребованности такси. Ну или на административные меры - помнится, в прошлом году в Госдуме уже заикались на тему того, что нужно ограничить число такси в городах. Ну или ждать ещё какого чуда.