Найти в Дзене
Самолеты в 1/72

Mitsubishi A6M Zero (Reisen). Моделист. 1/72

Символ японской истребительной авиации Второй мировой - Mitsubishi Zero. Официально называемый "палубный истребитель тип 0" (零式艦上戦闘機 rei-shiki-kanjō-sentōki) - по последней цифре ввода самолета в строй - 2600 год Империи (1940). Менее официальное название - Mitsubishi A6M Rei-sen или Zero-sen. Американцы первое время называли его Zeke, однако и для них имя Zero оказалось понятнее и привычнее. Самый массовый японский военный самолет - выпущено 10939 штук. Одноместный цельнометаллический истребитель-перехватчик корабельного базирования ВМС Императорской Японии. Разработан в КБ авиастроительного подразделения Mitsubishi Heavy Industries, первый полет - апрель 1939 года, массово выпускался в 1940-1945 гг. Еще на этапе летных испытаний среди японских летчиков начали расползаться слухи об исключительных летных качествах нового истребителя. И это оказалось правдой - самолет обладал невероятной маневренностью, надежностью, удобством обслуживания, большим радиусом действия, хорошим вооружением
Оглавление
Mitsubishi A6M Zero
Mitsubishi A6M Zero

Символ японской истребительной авиации Второй мировой - Mitsubishi Zero. Официально называемый "палубный истребитель тип 0" (零式艦上戦闘機 rei-shiki-kanjō-sentōki) - по последней цифре ввода самолета в строй - 2600 год Империи (1940). Менее официальное название - Mitsubishi A6M Rei-sen или Zero-sen. Американцы первое время называли его Zeke, однако и для них имя Zero оказалось понятнее и привычнее.

Самый массовый японский военный самолет - выпущено 10939 штук.

Одноместный цельнометаллический истребитель-перехватчик корабельного базирования ВМС Императорской Японии. Разработан в КБ авиастроительного подразделения Mitsubishi Heavy Industries, первый полет - апрель 1939 года, массово выпускался в 1940-1945 гг.

-2

Еще на этапе летных испытаний среди японских летчиков начали расползаться слухи об исключительных летных качествах нового истребителя. И это оказалось правдой - самолет обладал невероятной маневренностью, надежностью, удобством обслуживания, большим радиусом действия, хорошим вооружением (2 пулемета 7.7 мм в блоке двигателя и 2 пушки 20 мм в крыле). Впрочем, скоростные характеристики выдающимися не были (у японцев всегда были проблемы с производством мощных авиационных двигателей). Но по сумме характеристик Zero считается одним из самых удачных истребителей Второй мировой. И лучшим палубным истребителем. По крайней мере вплоть до 1943-44 года.

-3

К моменту нападения на Перл-Харбор на вооружении имперского флота было уже более 500 машин модификации A6M2 (в которой уже полностью были устранены детские болезни A6M1). Верткий и цепкий Zero оказался крайне неприятным сюрпризом для американцев, первое время после начала войны соотношение потерь в "dogfights" (истребитель vs истребитель) было абсолютно беспрецедентным - 12:1 в пользу Zero!

Одна из захваченных американцами  машин
Одна из захваченных американцами машин

В июне 1942 года американцам удалось захватить Zero почти неповрежденным (пилот совершил аварийную посадку на один из островов Алеутской гряды, при посадке самолет перевернулся, пилот погиб, но самолет получил только легкие повреждения). Американские и британские летчики, испытавшие захваченный самолет, отзывались о нем в превосходных степенях - как об исключительно удобной в управлении и послушной машине, способной совершать невероятные маневры.

Инженеры нашли в самолете множество скопированных и украденных инженерных решений из Америки, Германии и других стран, но обнаружили также и множество оригинальных решений. Например, фюзеляж и крыло у Zero собирались как единая деталь (в отличие от принятой в США практики собирать фюзеляж и крыло отдельно, а затем стыковать) - это замедляло сборку самолета, но радикально улучшало жесткость конструкции, что, не в последнюю очередь, способствовало и улучшенной маневренности.

Изучив Zero, американцы выработали правила поведения в бою с ним, внедрение которых изменило соотношение потерь в лучшую сторону. А с появлением у американцев и британцев новых моделей истребителей (Lockheed P-38 Lightning, Grumman F6F Hellcat, Vought F4U Corsair) соотношение постепенно снизилось до 1:1, а к 1944 году Zero стал уступать союзникам - хотя он и модифицировался с каждым годом, но мощности и скорости все равно не хватало (японцы так и не смогли наладить выпуск компактных мощных авиационных моторов).

Самолет выпускался и оставался в строю вплоть до капитуляции Японии.

Захваченные англичанами Zero
Захваченные англичанами Zero

Кстати, вопреки распространенному мнению, Zero не использовался массово для полетов камикадзе. Да, первое время в числе самолетов-смертников были и Zero с бомбами, но у японцев для этого были и специальные самолеты-бомбы Ока. Хотя случаи направления поврежденных машин на корабли союзников не были редкостью, учитывая японские воинские традиции.

Полет сохранившегося самолета
Полет сохранившегося самолета

Не очень много самолетов сохранилось, некоторые из них летают до сих пор на авиашоу и выставлены в музеях. Вот например:

-7

Полеты Zero на 75-летии нападения на Перл-Харбор.

Технические характеристики (A6M5 version 52):

  • Размах крыла, 11.00 м
  • Длина 9.12 м
  • Высота 3.57 м
  • Масса  пустого 1894 кг,  нормальная взлетная 2743 кг,  максимальная взлетная  3083 кг
  • Двигатель NK1F Sakai 21, 1100 л.с.
  • Максимальная скорость 565 км/ч
  • Крейсерская скорость 330 км/ч
  • Практическая дальность 1920 км
  • Практический потолок 11740 м
  • Вооружение два 7,7-мм пулемета "тип 97" синхронные на фюзеляже и
    две 20-мм крыльевые пушки "тип 99"

Набор от Моделист.

Репак модели от корейской Academy. Как  следствие - хорошее литье.

-8
  • Уровень сложности: Средний
  • Пластик: Хорошее литье, пластик серый. Прессформы Academy вероятно и не новые, но качество все равно хорошее. Прозрачная деталь всего одна, хорошего качества.
  • Инструкция: Традиционно для Моделиста подслеповатая. Лучше найти в Инете оригинальную от Academy.
  • Детализация: Хорошая. Кокпит без летчика, зато с приборной доской и какими-то ящичками и рельефными деталями. Двигатель под капотом не видно, но он тоже не лишен деталей. Снаружи два варианта подвесных баков на выбор, бомбочки. Хороший набор.
  • Сборка: В целом все собирается просто, хорошо соответствует. Расшивка частично утопленная, частично выпуклая. Если б я к времени сборки умел пользоваться смывкой - может быть результат выглядел бы поинтереснее.
  • Окраска: довольно простая, только желтые полосы на крыле доставили неудобств. Сверху: Звезда мастер-акрил 51 (темно-зеленый, хорошо соответствует Japanese Navy Green), капот - Звезда акрил 20 (черный) и Звезда акрил 31 (серый). Снизу - Gunze H417 (light blue), зеленый интеръерный (Звезда мастер-акрил 21) - кокпит, черный Gunze H77 Tire Black - шины, лопасти винта, вороненая сталь Звезда акрил 08 - оружие,
    серый Звезда  мастер-акрил 31 - детали шасси, серебро Звезда акрил 06 - кок винта, детали шасси. Лак: глянцевый (Звезда акрил 62) - перед нанесением декалей, матовый (Звезда акрил 61) - после декалей.
  • Декали: хорошие, с мелкими деталями.

Итого.

Плюсы: хорошее литье, приличная детализация, простота окраски Минусы: за такую цену (537 руб) - никаких.

Что получилось:

-9
-10
-11
-12
-13