Анатолий Вассерман – известный российский журналист и политический консультант, телеведущий и публицист. Заслуженный интеллектуал, многократный участник игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра». На фестивале в Крыму он обсудил с присутствующими западное понятие «Творческость» - навык ли это и врождённый он или приобретенный. Также приводим высказывания Анатолия Вассермана на радио «Аврора» об экономической ценности каждой личности.
Говорят на Западе – «творческость» - это врожденный навык или приобретенный и навык ли это?
Вы знаете, практически всё в человеке - это приобретенное. Замечательный вклад в это самое понимание внёс Загорский Посадский интернат слабоглухих детей. Замечательный советский философ Эвальд Васильевич Ильенков несколько десятилетий сотрудничал с ним, изучая те методы воспитания, которые его сотрудники разрабатывали, опираясь на те чувства, что у этих ребят сохранялись. И вот сейчас можно считать доказанным, как говорят в англо-саксонской юриспруденции - вне пределов всякого разумного сомнения, что всё, что в человеке заложено от рождения - это сосательно-хватательный инстинкт, а всё остальное формируется в ходе взаимодействия с другими людьми и с остальным внешним миром. Другое дело, что очень многое из этого воспитывается на таких ранних стадиях и такими ненавязчивыми методами, что мы просто не замечаем эту часть процесса воспитания. Поэтому склонны считать очень многое в себе именно врожденным, но меня больше всего убеждает, что всё у нас приобретенное примеры двух народов - евреев и англичан. Иудейская религия требует, чтобы каждый правоверный иудей самостоятельно изучал священное писание, поэтому там сложилась с незапамятных времён система образования с самого раннего детства. И если у еврея есть хоть какие-то способности, то развитие этих способностей практически гарантированно. С другой стороны, если способностей нет, есть такой старый анекдот: «Когда Бог создал избранный народ, он выстроил всех евреев в шеренгу и забирал у них всю глупость без остатка, но поскольку даже божественные руки не бесконечны, то всю накопившуюся глупость он отдавал тысячному еврею. Вот как раз этот самый тысячник тот, у кого способностей не оказалось, несмотря на все воспитание.
Если вы оказываетесь в окружении творческих людей или в обстановке, где надо проявлять активную творческую деятельность, хотя бы для того, чтобы просто выжить, то у вас гораздо больше шансов оказаться творцом, чем там, где всё рутинное и спокойное.
Об экономической ценности личности
К сожалению, о новом экономическом укладе я пока не могу сказать практически ничего, но, во-первых, сами его контуры еще недостаточно четко прорисовались, во вторых я сам занимался совершенно иными вопросами и в эту тему не вникал всерьез. Но, что я могу сказать с полной уверенностью, и ни раз говорил, что люди - самый главный и самый дефицитный производственный ресурс просто потому, что все остальное несравнимо легче добыть или создать, чем людей, поэтому любые концепции, не ставящие людей на первое место чреваты тем, что мы этот ресурс недоиспользуем, а это в свою очередь приведет к падению эффективности общества в целом. Совершенно не важно входим ли мы в новый уклад или остаемся, люди, в данном случае, остаются главной ценностью и все рассуждения должны ставить высшей целью наилучшее состояние этого ресурса и наиполнейшее его применение. Кстати, наилучшее состояние означает, что здравоохранение и образование должны быть максимально доступными для всех и максимально полными просто потому, что здоровый и умный человек работает лучше. Бесплатное высшее образование должно быть хотя бы в пределах доступных нам ресурсов. Это один из примеров того что производственная политика идёт к социализму, но а что касается нового производственного уклада. При переходе к каждому производственному укладу, значение людей резко возрастает, потому что переходить должны люди, которые освоятся в этом новом укладе и выстроят его.
То, что сказано о людях в послании президента федерального собранию, по итогам, послано правительство. Это, как раз, и показывает, что если президент не может в полной мере сформулировать экономическую ценность личности, то, по крайней мере, ощущает ее и ставит задачу максимального развития максимального числа личностей.
Текст: Агния Щерба
Фото: Интернет
Понравилось? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на нашу страницу.
Читайте об Анатолии Вассермане первую, вторую, третью, четвёртую,пятую и шестую, седьмую статьи.