По просьбе читателей канала Гипермышления попробую расшарить (проработать детали) тему представления идей в формате пирамид.
Про формат есть отдельная тема, которая описывается приемом КАФ и представлена в разных выпусках ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Визуально теории и концепции можно представить по-разному, собственно проблема "формы и содержания" здесь не должно возникать.
Так список выражает последовательность дел, а множества показывают пересечение разных объектов по своим характеристикам. Но здесь и сейчас я хочу раскрыть логику построения идей в виде пирамид. Основная идея данной формы заключается в иерархии, будь то потребности, ценности, задачи. Иерархия - это важный жизненный принцип, который помогает нам осуществлять вертикальное разделение труда, контроль и координацию совместной деятельности, а также определяет наши приоритеты,
История вопроса знает две популярные пирамиды:
Так Бертран Рассел сформулировал общий «закон пирамид» : изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни, а перемена, произошедшая на более высоком логическом уровне, всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких уровнях. Если проблема (задача) клиента (или своя) не решается на нижележащем уровне, значит, надо перейти на уровень расположенный выше – с него эта задача решится и легче, и изящней.
Логические уровни можно сравнить с домом, где наверху крыша, несколько этажей и основание. Эта метафора позволяет представить картину, что если "едет крыша", вы не можете определиться с вопросом: "Кто я?" то остальные уровни будут будут в состоянии неопределенности и замешательства, в плоть до основания - внешнего окружения. Наводить порядок в этом случае лучше сверху вниз, и чем выше уровень, тем сильнее от оказывает воздействие на жизнь человека.
Вторая пирамида - это пирамида мотивации Абрахама Маслоу, где "принцип пирамиды" работает снизу вверх. Нижние уровни являются как бы основанием для возникновения потребностей более высокого уровня. По мере удовлетворения потребностей в основании пирамиды, актуализируются (начинаю определять поведение) потребности более высокого уровня. При этом следует учесть цикличный характер потребностей, возможные конфликты и личностные особенности.
Известно, что человек одновременно испытывает несколько потребностей, иногда они конфликтуют, иногда не до конца осознаются, но одна из потребностей начинает доминировать и определять поведение. Так иерархия потребностей действует следующим образом: если человек одновременно ощущает потребность (из групп потребностей) в "уважении" и "безопасности", то актуализироваться и определять поведение будет потребность, которая находится ближе к основанию пирамиды, т.е. потребность в безопасности.
Так мы видим, что "Пирамида Рассела" предписывает что и как нам делать, тогда как "Пирамида Маслоу" объясняет как потребности взаимодействуют друг с другом.
Ну и в заключении я бы хотел отметить ту логику в представлении концепций по форме пирамид (иерархий), которая мне близка на примере нескольких концепций:
"Пирамида научения", автора не помню, но это широкоизвестная концепция из мира корпоративного обучения. Здесь логика разворачивается снизу-вверх: от восприятия информации, ее объяснения, до реакции на ситуацию и изменения привычек. Изменение поведения в свою очередь приводит к получению новых результатов, что отражается на финансовых результатах компании или отдельного человека.
Другой концепцией представленной в формате пирамиды будет процесс обучения, по сложности и положению в компаниях.
В этой концепции расположились уровни корпоративного обучения.
Так в основании лежит идея, что в организации человек должен работать, а организация нанимать профессионалов.
Далее мы повышаем уровень понимания обучения и вводим такую форму, как обучение персонала на отдельных программах повышения квалификации.
Следующим шагом будет включение обучения в рабочий процесс. Например в обязанности работника входит изучение и освоение новых материалов здесь и сейчас.
А на уровень выше располагается т.н. наставничество, передача знаний и опыта, мудрости и видения в обмен на... и здесь проблема всех программ наставничества.
Венчает пирамиду метод "Обучение действием", который по своему названию легко перепутать с т.н. перевернутым классом или тренингом. По своей сути Action Leaning близок к групповой терапии, группы менеджеров которых объединяют общие проблемы ищут решение объединяя разные взгляды, решения и свои возможности.
В этом случае нельзя сказать ничего про приоритеты, но очевидно то, что уровни отражают сложность учебного процесса, и в этом случае срабатывает принцип обучения "от простого к сложному".