Найти тему
Мир моих увлечений

История российских ужастиков. Часть 2: новая волна и мнение про "Ягу" (2020)

Оглавление
Данная статья, как нетрудно догадаться, имеет 1-ю часть. Настоятельно рекомендую ознакомиться с ней. Там я рассказал про советские фильмы ужасов, первые российские хорроры 90-х и их "тёмные времена" в 00-х. Сегодня поговорим о "новой волне" наших ужастиков, на пару лет отставшей от аналогичного явления на Западе. В конце статьи будет отзыв на фильм "Яга. Кошмар тёмного леса", который вышел буквально на днях. Приступим!

Новое время — новое имя

Святослав Подгаевский, начинавший клипмейкером, стал едва ли не "отцом" новой волны российских хорроров. Она несколько отстала от оной, начатой "Астралом" во всём мире в 2010-м. Современные технологии значительно облегчили создание технической части мистических фильмов ужасов, а достаточно простые и однотипные сценарии нравятся людям до сих пор. Не остались в стороне и российские киноделы.

В 2014-м году вышел фильм "Владение 18". Он рассказывал историю молодой пары, купившей квартиру в новостройке. Соседей практически нет, а странноватый охранник пугает своим поведением. Вскоре в доме начинают происходить странные события. Данная завязка даже на момент выхода фильма была достаточно заезженной, однако перенос действия из типичного двухэтажного особняка в многоквартирный дом на окраине города выглядел многообещающе. В итоге получилось то, что получилось. "Владение 18" нельзя назвать откровенно плохим фильмом, однако звёзд с неба оно уж точно не хватает. Более-менее интересный сюжет, количество дыр в котором серьёзно уменьшилось по сравнению с "Фобосами" и "С.С.Д.", напрочь убивается постановкой, в которой невооружённым глазом видны заимствования из зарубежных фильмов ужасов. Прежде всего, из серии "Проклятие". Вызывает недоумение и большое количество плохой компьютерной графики. Конечно, для 2011-го года, в котором был снят фильм, и бюджета в 1 млн$ это, может, и выглядит сносно, однако зачем пихать эффекты туда, где они вообще не нужны? Актёров куда проще и дешевле было бы загримировать, а общие планы дома не так уж и нужны сюжету.

Думаю, справедливо будет сказать, что "первый блин комом" — это про "Владение 18". Сюжет, который вполне мог стать основой для средненького хоррора, был убит постановкой и изжившими себя попытками напугать зрителя. Да, пару раз скримеры заставят вас вздрогнуть, однако на атмосферу это влияет крайне пагубно. Вызывают недоумение и затянутые "напряжённые" сцены, а также образы, заимствованные из зарубежных картин. Казалось бы, чуть-чуть доработать сценарий, выкинуть весь графон, переделать некоторые пугалки — и "Владение 18" стало бы действительно неплохим хоррором. Но не сложилось. Однако главная заслуга фильма состоит в том, что он наметил вектор развития для остальных российских ужастиков, а также стал пробой пера для начинающего режиссёра. Святослав даже не подумал останавливаться на своём первом проекте. И уже через год состоялось его триумфальное возвращение...

-2

"Пиковая Дама: Чёрный обряд" 2015-го года стала первым действительно кассовым российским фильмом ужасов, окупив бюджет почти втрое. Также, по моему субъективному мнению, данную картину можно назвать лучшим современным российским хоррором. Итак, по порядку. Фильм рассказывает о компании друзей, решивших вызвать Пиковую Даму. Никто из них даже представить не мог, что старая детская страшилка окажется правдой: злой дух из зеркала действительно приходит и начинает преследовать ребят. После череды несчастных случаев дело привлекает внимание отца одной из девочек, который решает разобраться в этой истории.

-3

Сюжет, основанный на реальной легенде, имевшей популярность в СССР, а после и в России, получился действительно качественным. В нём не так уж и много дыр, хотя, конечно, присутствуют некоторые нелогичные моменты, однако подобные вещи свойственны практически всем хоррорам. На сценарии строится и атмосфера фильма — главный его плюс. У создателей получилось заставить зрителя сопереживать героям и весь фильм находиться в напряжении. Да, "Пиковая Дама" дарит нам атмосферу чего-то неотвратимого и сверхъестественного. Злой дух, преследующих главных героев, выглядит действительно страшным. Не подкачали и актёры, почти все из которых отыгрывают вполне себе на уровне. Особенно порадовали подростки, особенно по сравнению с "Юленькой". От кривоватой постановки "Владения 18" не осталось и следа: напряжённые сцены в фильме действительно напряжённые, скримеров не так уж и много, а некоторые моменты действительно могут напугать. Никуда не делась лишь плохая компьютерная графика, которой, правда, стало значительно меньше.

Пусть "Пиковая Дама" всё ещё имела несовершенный сюжет, однако это был уже не шаг вперёд, а гигантский скачок. Серьёзно, фильм смотрится гораздо лучше многих зарубежных аналогов. Да, визуальные и сценарные заимствования никуда не делись, однако они стали гораздо менее явным, чем во "Владении 18". Некоторые недостатки фильма перекрывает его атмосфера тревоги и обречённости, а также определённый национальный колорит. Картина выглядит качественно и сочно, образ антагониста проработан достаточно глубоко, а сюжет хорошо воспринимается. Лишь графика местами режет глаз. У ленты, кстати, есть спин-офф, вышедший в 2019-м году. О нём мы поговорим чуть позже, а пока пойдём по хронологии. Так как"Пиковая Дама" дала мощный толчок развитию российских хорроров, доказав, что данный жанр может быть ещё и прибыльным, киноделы сразу начали искать сценарии. И снова понеслась, только куда масштабнее, чем в 00-е...

-4

Прежде чем начать перебирать чисто отечественные хорроры, нельзя не вспомнить 2 российско-американских проекта, вышедших в том же 2015-м. Речь идёт о картинах "Убрать из друзей" и "Кровавая леди Батори". 1-й фильм стал едва ли не первым крупным проектом, использующим технологию захвата экрана. Иными словами, на протяжении всего хронометража мы видели монитор компьютера и беседу по условному "Скайпу". Лента получилась достаточно необычной и интересной. Кроме манеры съёмки в ней был нормальный сюжет, рассказывающий о том, какие последствия могут иметь плохие поступки, и сносные актёрские работы. Несмотря на очевидную камерность, фильм нельзя назвать скучным, в нём достаточно много действия и напряжённых сцен. У ленты есть определённый посыл и сносная драматургия. Думаю, её можно посоветовать практически любому зрителю. Эксперимент оказался удачным. "Леди Батори" же, по сути, является триллером с исторической подоплёкой, однако зачастую позиционируется как хоррор. Фильм так себе, исключительно для любителей жанра.

-5

Итак, 2016-й. Весной того года вышел относительно распиаренный хоррор "Маршрут построен" от продюсеров "Пиковой Дамы". Рассказывал он о молодой семейной паре, отправившейся в путешествие на только что купленном за небольшую сумму автомобиле. Оказывается, что в багажнике именно этой машины относительно недавно убийца спрятал труп жертвы. В дороге практически с самого начала начинает происходить чертовщина. В плохом смысле этого слова. Да, весь фильм — это какая-то чертовщина, без нормальных объяснений и даже нормальных пугалок. Признаться честно, трейлеры и постеры меня заинтриговали, да и завязка выглядела многообещающей. В итоге я увидел какую-то дичь. Что из происходящего глюки героев, а что правда, разобрать практически невозможно. Перекочевала сюда и посредственная графика "Пиковой Дамы", не захватив с собой, однако, нормального сюжета и атмосферы. Нам, вроде бы, пытаются показать взаимоотношения героев и их медленную потерю рассудка, однако на деле это лишь истеричные перепалки и ссоры. Персонажи здесь бесят. Нет практически никакой атмосферы и нормальных пугалок, а концовка вообще скопирована с фильма "Кровавая жатва" Александра Ажа. К слову, даже там этот сюжетный поворот мне не понравился, но тот фильм хотя бы атмосферный был. "Маршрут построен" сбился с пути ещё на этапе написания сценария, кое-как отбил бюджет и получил низкие отзывы. После "Пиковой Дамы" это был явный провал. Но худшее ждало нас впереди...

-6

Осенью того же года свет увидел "Дизлайк". Боже, это было просто ужасно. Казалось бы, есть достаточно неплохая задумка — сделать главными героями интеренет-блогеров, популярность которых тогда (да и сейчас) находилась на пике. В итоге не получилось ничего: сюжет с доблестно скопированной с "С.С.Д." (который тоже не сам всё придумал) завязкой в начале ещё как-то держался в рамках, но к концу превратился в просто клинический бред. Техническая сторона слегка порадовала лишь кровавыми сценами, которые выглядели довольно сочно и красочно, однако просто уничтожила мой мозг отвратной постановкой и операторской работой. Кто-кто режиссёр? А, Павел Руминов, снявший "Мёртвых дочерей"? Теперь понятно, почему камера так пляшет, а монтажёр просто накидал кадры в случайном порядке. Про актёрскую говорить смысла нет, то же самый "С.С.Д.", только с большим количеством тупых шуток. За что ни возьмись — ничего не вышло. Даже самоиронии не завезли, чтобы фильм хотя бы на треш тянул. Думаю, все уже видели обзор на "Дизлайк" от одного известного киноблогера. Желаю, чтобы ваше знакомство с данным фильмом на этом ролике и закончилось.

-7

Между никакущим "Маршрутом" и отвратным "Дизлайком" затесался внезапно неплохой хоррор. Речь о ленте "Диггеры" того же 2016-го года. Она получила такие же низкие оценки, как и две другие картины однако мне фильм про метро пришёлся по душе. Казалось бы, небольшой бюджет, молодые малоизвестные актёры на главных ролях. Однако авторы действительно постарались. В первую очередь, достоинством фильма является сюжет. "Диггеры" рассказывают нам 2 истории в 2-х временных линиях. Повествование идёт параллельно и сходится в самом конце. Что меня удивило? Так это то, что в сюжете действительно практически всё сошлось! Вопросы без ответов, конечно, остались, однако реально больших сюжетных дыр я не заметил. Если не считать довольно дурацкую завязку, где пассажиры вагона метро, проехавшие конечную остановку, заблудились в подземке, а на помощь им так никто и не пришёл.

Фильм достаточно интересно и бодро смотрится. Конечно, некоторые актёры заметно переигрывают, однако "Диггеры" имеют набор персонажей с чётко прописанными характерами. Неплохая операторская работа подкрепляется отличным саундтреком. Мне было интересно слушать байки диггера про московское метро, наблюдать за похождениями героев. Атмосфера в фильме присутствует, особенно в моменте с радиацией. Мне реально как-то не по себе стало от этой сцены, кто смотрел, тот поймёт. Концовка также дарит много эмоций. Не понимаю, за что "Диггеров" так все обругали. Практически все фильмы ужасов про метро, что я смотрел, были посредственными, этот на их фоне даже как-то выделяется. Спасибо атмосфере и интересному сюжету. Рекомендовать его я могу тем, что готов смириться с глуповатой завязкой сюжета и переигрыванием некоторых актёров. В остальном фильм действительно неплох.

-8

2017-й год для российского хоррора начался с возвращения Святослава Подгаевского. Его новый проект "Невеста" сюжетно был основан на странноватом обычае фотографировать умерших родственников, что практиковалось в конце XIX века. Основное действие разворачивается вокруг молодой пары, собирающейся пожениться. Однако семья жениха, дабы не изменять традициям, требует провести венчание у них дома. Вскоре невеста понимает, что новые родственники у неё не такие уж и милые...

Сразу скажу, что "Невеста" получилась слабее "Пиковой Дамы". Да, фильм вырос в техническом плане: плохая графика уступила место гриму и качественным эффектам, операторская работа стала круче, саундтрек бодрее, однако появились и новые проблемы. В "Невесте", как и в предыдущей работе Подгаевского, остался достаточно проработанный лор, сдобренный ещё и продолжительными фллешбэками, но при этом пострадал сам сюжет. Во-первых, нагнетание атмосферы и достаточно понятное зрителю взаимодействие героев и антагониста уступило место каким-то странным то ли галлюцинациям, то ли снам. Во-вторых, ближе к концу сюжет начинает путаться, конечно, более-менее что-то объясняя, однако многие вопросы всё равно остаются без ответов. Также мне не понравилась затянутость финальной сцены. Серьёзно, развязка длится минут 20.

-9

Конечно, назвать "Невесту" плохим фильмом я не могу. Это достаточно качественный хоррор с неплохо сыгранными и прописанными персонажами, не избежавший, однако, проблем с сюжетом. Создатели слишком много всего навертели и слишком мало объяснили. Можно было бы спасти положение качественными пугалками, однако постоянные появления призраков, которые то ли есть, то ли кажутся главной героине, мне порядком поднадоели. Так или иначе, фильм обновил рекорд сборов для российских хорроров, неплохо выступив даже за рубежом. Общий заработок "Невесты" составил более 6 млн$. Я не пришёл от фильма в восторг, однако и отторжения он у меня не вызвал. Просто мне хотелось ленты в стиле "Пиковой Дамы". К сожалению, "Невеста" стала не поворотом не туда относительно предыдущей работы Подгаевского, а лишь началом длинного шоссе...

-10

2017-й подарил зрителю и ещё один достаточной занимательный фильм. Речь о хорроре-детективе "Конверт". Рассказывает он о простом водителе, которому поручили доставить по адресу странный конверт. Но это оказывается не так просто, как кажется на первый взгляд. Фильм имеет достаточно интересный сюжет, в котором не так уж и много дыр. Назвать его хоррором можно лишь с натяжкой, скорее, это мистически-фантастический детектив. Актёры в "Конверте" играют достаточно убедительно, однако персонажи не отличаются глубиной проработки. Больше рассказывать я о нём не могу, дабы не проспойлерить сюжет. Фильм не для всех, однако его смело можно рекомендовать к просмотру. В конце концов, он идёт час с небольшим, пролетит незаметно.

В 2017-м также вышли такие хорроры, как "Горные огни" и "Чёрная вода". Оба они достаточно низкого качества. 1-й получился клишированным мистическим ужастиком без капли оригинальности, а 2-й каким-то странным, почти артхаусным фильмом с тягучим темпом повествования. Тягучим в плохом смысле слова. В общем, опять не получилось.

-11

2018-й год выдался достаточно урожайным на российские хорроры. Итак, "Фото на память". Очередная попытка снять подростковый слэшер с налётом мистики. Теперь в центре событий — проклятый фотоаппарат, убивающийся всех, кто запечатлён на плёнке. Более-менее бодрая и интересная завязка сюжета тут же уступает место отвратительной актёрской игре, дурацким диалогам и кривоватой постановке. Ближе к середине фильм, правда, слегка разгоняется, однако сценарной идиотии это не отменяет. Конечно, некоторые сцены смертей в духе "Пункта назначения" смотрятся весьма сочно, но это не способно спасти весь фильм. "Фото на память" получилось каким-то пустым и блёклым. Атмосфера была убита актёрской игрой и диалогами, а сюжет трудно назвать вменяемым. К сожалению, это действительно слабенький слэшер. Более-менее нормально поставленные сцены смертей потраченного времени не стоят.

-12

Лето порадовало нас очередной работой Святослава Подгаевского. "Русалка. Озеро мёртвых" вновь отсылала нас к отечественной культуре, а именно к славянской мифологии. К слову, никто ничего не напутал: в древних преданиях русалки в правду похожи на показанных в фильме, не стоит путать их с морскими девами. Картина рассказывает нам про очередную молодую пару, в которой будущий жених случайно стал жертвой давно утонувшей девушки. Теперь он не может противостоять её зову.

К сожалению, "Русалка" получилась ещё слабее "Невесты". Неплохой визуал остался лишь в виде операторской работы и постановки, а посредственная графика появилась вновь. В принципе, конечно, образ русалки получился криповым, но уж больно графонистым. Сюжет стал довольно простым, однако к концу он опять закрутился, да так полностью и не распутался. А ещё фильм буквально наводнили скримеры. Некоторые из них получились и вправду неплохими, однако остальные сильно раздражали. Никуда не делись и сцены с псевдопоявлениями призраков и непонятки, обусловленные недоработками лора. В итоге "Русалку" можно считать обыкновенным аттракционом пугалок с кое-каким сюжетом, сносным визуалом и неплохими актёрскими работами. Однако в ней стал проявляться один удручающий элемент, свойственный многим современным ужастикам. Реакция героев на происходящую вокруг паранормальную ерунду не имеет НИЧЕГО общего с реальностью. Не скажу, что это хуже истерик и криков, однако персонажам, которые забивают на явную чертовщину, будто бы ничего и не было, а только показалось, верить я не могу.

-13

"Проигранное место" и "Проводник" получились весьма посредственными. Оба они были убиты сюжетом, только в 1-м случае он получился слишком дырявым и запутанным, а во 2-м скучным и недоработанным. "Проводник", по сути, и не был как таковым хоррором. Скорее, триллером с элементами детектива. Неплохая задумка и хороший визуал не смогли спасти этот фильм: сценарий и игра актёров (кстати, неплохих) сделали своё чёрное дело. "Проигранное место" же, в принципе, имеет некую самоиронию и даже некоторые попытки сломать 4-ю стену, однако выглядит это каким-то недоработанным. + фильм плохо поставлен, его трудно в принципе назвать хоррором. Более-менее бодрая завязка сюжета к финалу полностью сливается, а все остальные элементы картины выполнены на посредственном уровне. Кстати, в 2017-м также вышел полулюбительский фильм "Республика Z", снятый, внимание, на якутском языке. Тем, кто хочет от души посмеяться над зомби-трешем, могу рекомендовать.

-14

2019-й год принёс нам такие хорроры, как "Рассвет", "Гости", "Пиковая Дама: Зазеркалье" и "Тварь". Последнюю картину мне посмотреть не удалось, т.к. в кино я её пропустил, а в хорошем качестве фильма нет до сих пор (привет "Аванпосту" с аналогичной ситуацией). Несмотря на явные заимствования у "Омена" и прочих "Детей тьмы", "Тварь" выглядит многообещающе. Но подробнее я хочу рассказать о другой картине.

"Пиковая Дама: Зазеркалье" является не продолжением фильма Подгаевского, а его спин-оффом. По сюжету Артёма и Олю, брата и сестру, мать которых погибла в аварии, отправляют в школу-интернат. Учебное заведение расположено как раз в том особняке, где в своё время открыла сиротский приют будущая Пиковая Дама. Вместе с новыми товарищами Оля и Артём, случайно найдя в подвале зеркало, решают вызвать призрака. Естественно, как и предыдущем фильме, Пиковая Дама приходит по-настоящему. Итак, что же можно сказать про "Зазеркалье"? Если сравнивать с лентой 2015-го года, то в спин-оффе стала гораздо лучше техническая сторона: Даму теперь играла актриса, а не плохая графика. Появились классные с операторской и постановочной точки зрения моменты, нам более подробно рассказали историю появления главной антагонистки. Но отсюда и начинаются проблемы картины. Во-первых, претенциозно заявленный мир Зазеркалья появляется лишь в самом конце, нам не поясняют его правил и законов. Во-вторых, внезапно выясняется, что Пиковая Дама исполняет желания, аки Джин из "Исполнителя желаний", на что в ленте Подгаевского не было даже намёка. Спин-офф в какой-то мере даже обесценивает "Чёрный обряд", ведь то, что в 1-й части было плодом многолетних наблюдений взрослого человека, здесь за 10 минут выясняется подростком при помощи гугла.

-15

Несмотря на все несостыковки "Зазеркалья" с оригинальной лентой, мне нравится этот фильм. Он хорошо снят, в нём достаточно грамотно поставлены напряжённые сцены и некоторые скримеры. Отдельной похвалы заслуживает то, как показали поведение и диалоги подростков. Серьёзно, "Оно" нервно курит в сторонке, героям "Пиковой Дамы" я верил на все 100. А я ведь сам недавно был их возраста, так что знаю, о чём говорю. Фильму, прежде всего, не хватило хронометража: во 2-й половине он набирает очень приличный темп, да так и не сбавляет его до самого финала. "Зазеркалье" можно назвать вполне себе неплохим мистическим хоррором с атмосферой, проработанным лором и неплохими персонажами. Если же рассматривать его в связке с "Пиковой Дамой" 2015-го года, то, увы, уже появляются большие проблемы. Слишком уж во многом они расходятся, в спин-оффе даже отсылок нет, хотя возможность вставить их появлялась не раз. Так или иначе, "Зазеркалье" стало достойным для нашего кинематографа хоррором, могу рекомендовать этот фильм к просмотру, даже если вы не смотрели 1-ю часть. Это самодостаточные картины.

-16

Ещё одной занимательной премьерой стали "Гости" с той же самой симпатичной девушкой в главной роли, что и в "Пиковой Даме". Картина рассказывала о группе подростков, забравшихся в заброшенный дом, чтобы потусить. Вечеринку прерывает внезапно появившийся хозяин, однако странный мужчина — не главная проблема молодёжи. В большом доме явно обитают призраки. Итак, "Гости" — это стандартный мистический хоррор. Не больше и не меньше. Он неплохо снят и поставлен, имеет вполне нормальную историю и нормальных персонажей. Из минусов можно выделить долгую экспозицию, отчего 1-я половина фильма выглядит затянутой, достаточное количество жанровых клише и отсутствие полного раскрытия лора. Ещё в самом начале картины нам делают намёк на страшных демонов Ада, однако истинный их облик почему-то не показывают. Фильм разгоняется к финалу, где приобретает кое-какую атмосферу. Не скажу, что это выдающееся кино, однако порекомендовать к просмотру его определённо могу. Вполне себе интересная история и бодрый финальный акт того стоят. "Гости" — хороший ужастик на вечер, который можно посмотреть в компании и вскоре забыть. Ругать его особо не за что, а вот похвалить за пару интересных персонажей не грех. Чего не скажешь о мутноватом и унылом "Рассвете", который не особо понимает, чем является. В отличие от "Гостей", он вряд ли развлечёт вас, так что смотрите на свой страх и риск..

Баба Яга, костяная нога...

2020-й год готовит нам такие хорроры, как "Спутник" и "Вдова", однако открывает сезон "Яга. Кошмар тёмного леса". Да-да, вновь Святослав Подгаевский у руля проекта. Итак, сюжет. Семья, состоящая из подростка Егора, его отца и мачехи с дочкой, переезжает в новый город. Адаптационный период у всех проходит довольно тяжело, поэтому родители нанимают няню, как 2 капли воды похожую на Самару Уивинг (я весь фильм ловил себя на мысли, что видел эту актрису в "Я иду искать), чтобы присматривать за младенцем. Практически сразу в доме начинают происходить странные вещи, которые замечает лишь один Егор. Однажды он просыпается и обнаруживает, что малышка пропала со всеми своими вещами, а родители её не помнят. Егор, давно заподозривший что-то неладное, решает разобраться во всём сам.

-17

Краткое описание раскрывает лишь основную сюжетную линию. В самом же фильме их штук 5, также немало и действующих лиц. Например, главный герой в самом начале знакомится с девочкой и группой местных хулиганов. Опять же, в первые 20 минут появляется и странный мужик, живущий в лесу. Его, кстати, играет Игорь Хрипунов, тот самый папа из "Пиковой Дамы", барин из "Невесты", какой-то чел во флешбэке из "Конверта" и, наконец, первая жертва русалки из "Русалки". Кстати, заявлен он и в касте следующего проекта Подгаевского. Не даёт нечисть мужику покоя, что поделать. Однако мне нравится его игра, так что против ничего не имею. Но мы отвлеклись. Первая проблема фильма состоит в том, что он практически ничего не доводит до конца. "Яга" накидывает кучу персонажей и сюжетных ответвлений, при этом под конец забивая на все из них, кроме основной. То же самое касается и проработки лора: да, мне нравятся короткие прологи в начале, как в "Невесте" и "Русалке". Здесь такой тоже есть, однако его недостаточно. Фильм накидывает много разносортной и действительно интересной инфы: красные нити, куклы, связь мистики и электричества, параллельное измерение, внешний вид посланниц Яги. Думаете, хоть что-то из этого раскрыли? Не, нафиг надо. Такое чувство, что в сценарий просто вписали множество интересных и оригинальных идей, просто забыв их раскрыть. Не дело это, не дело.

-18

Продолжилось здесь и то, что началось в "Невесте": ну не ведут себя так люди, не ведут! После того, как на парня ночью набрасывается какое-то непонятное чудище, а потом пропадает, он... Да он забивает на это, да, попытался родителям что-то доказать, они не поверил, ну, тогда и Бог с ним. И даже доказательства того, что это не видение, есть, но парень спокойной ложится дальше спать. И вот так всю первую половину фильма. А вот что происходит во второй... С середины "Яга" внезапно набирает темп, да так и несётся до самого конца, ставя одну напряжённую сцену за другой. У зрителя нет времени всё осмыслить и перевести дух. Чтобы вы понимали, у фильма аж 3 развязки, а потом ещё и клиффхэнгер! Не многовато ли, товарищ режиссёр? Из-за этого очень, очень сложно воспринимать достаточно интересный сюжет. Кстати, поговорим о плюсах.

У "Яги" прекрасный визуал: операторская работа, постановка, графика, практические эффекты. Всё это выглядит просто отлично. Основная сюжетная линия достаточно интересная и проработанная, в ней нет явных дыр. Актёры играют сносно, главные герои вполне нормально прописаны, однако ничего выдающегося здесь нет. Много вопросов остаётся без ответов, много чего не сказано. У авторов было слишком большое количество хороших идей и слишком мало хронометража для них. Пожалуй, стоило от чего-то отказаться в угоду смотрибельности конечного продукта. А ещё фильм не особо страшный. Нет, местами там есть атмосфера, особенно это касается сцен ночью, пара нормальных скримеров, но меня та же "Пиковая Дама" напугала чуть больше. Спасибо, что не такой же аттракцион пугалок, как "Русалка".

-19

Несмотря на то, что я написал выше, назвать "Ягу" провалом язык не повернётся. В ней есть есть довольно хороший и правильный посыл. Суть его в том, что память — это единственное, что связывает нас с прошлым. Если ты не помнишь человека, что он для тебя мёртв. Пусть эта мысль и говорится практически прямым текстом, однако это не отменяет её актуальности в наше время. Также фильм привлекает очень интересным и богатым лором, кучей прикольных фишек и неплохими персонажами. Просто всё это какое-то сырое и недоработанное. Очень жаль, что у такой интересной истории сложилась такая судьба. Фильм, конечно, лучше большинства российских ужастиков последних лет, однако до "Пиковой Дамы" ему очень далеко. Могу посоветовать его любителям жанра. Картина отлично снята и поставлена, однако 2-я её половина может утомить. Зато заскучать не получится, всё-таки, сюжет достаточно интересный и интригующий.

На коленке: малобюджетные и любительские хорроры

О, подобного рода фильмов за последние годы накопилось просто огромное количество. Конечно, почти все из них — действительно дешёвый треш, однако и есть пара занимательных лент. Например, "Психоз" 2009-го года. Лента снята в деревенском доме, имеет кое-какой сюжет и достаточно криповые образы антагонистов. Кого-то это может насмешить, однако местами фильм смотрится действительно пугающим. Лишь дешевизна всё портит.

Отдельного упоминания заслуживает "Загадка старого кладбища" 2008-го года. Фильм снят за, внимание, 12 ТЫСЯЧ долларов и идёт аж 2 часа. Сюжет основан на мистическом детективе из 90-х. Что сказать, с технической стороны фильм, конечно, лютая шляпа, однако его дешевизна и абсурдность являются и его главной фишкой. Серьёзно, открывающая сцена с "мёртвой" бабкой, ночной экшен с покойниками, образ поехавшего деда и отрубание головы — всё это плотно засело в моей памяти. Если у вас есть 2 часа свободного времени, можете глянуть этот треш, он действительно нелепый и забавный. И странный, очень странный.

-20

Ещё один антирекорд по размеру бюджета поставил фильм "Споры", снятый за 4,5 тысячи долларов. Это, вроде как, ещё и фантастика с действительно отвратительной графикой и смехотворной постановкой. Однако сама идея выглядит достаточно интересно и интригуеще, да и обилие эффектов для такого крошечного бюджета меня удивило. Эх, такой сюжет доработать бы, да снабдить приличным бюджетом...

Настоящей жемчужиной любительских ужастиков является фильм "Мертвым повезло" 2017-го года. Снятая на 500 000 рублей картина рассказывает о двух братьях-бандитах, один из которых впервые выходит на "мокруху". Всё идёт по плану, однако внезапно появившийся здоровяк с мачете меняет правила игры. Фильм получился действительно прикольным и интересным. В нём много чёрного юмора, есть забавные персонажи, шикарный саундтрек и просто блестящие диалоги. Не зря их сравнивали с оными у Тарантино. Дешевизну выдают лишь попытки скрыть сцены расправ, что местами выглядит топорно. Также мне не очень понравилась концовка, придуманная, опять же, не без влияния "Кровавой жатвы" Александра Ажа. В остальном фильм действительно хорош, даже если не делать скидку на бюджет. Он получился самобытным и забавным, можно рекомендовать его практически любому любителю хорроров. Кроме слабонервных, там местами довольно жёсткое мясо.

-21

А что будет дальше?

Российский хоррор, набравший обороты за последние 5-7 лет, похоже, не особо планирует их сбрасывать. На 2020-й год уже анонсирована парочка интересных проектов, держу пари, что ближе к делу появятся ещё. Верю ли я в наши ужастики? Определённо! Если не считать экспериментальные ленты 90-х годов, российский кинематограф подарил нам такие неплохие хорроры, как "Невеста", "Яга", "Конверт" и "Гости", а также действительно классные фильмы про "Пиковую Даму", "Диггеров" и "Мёртвым повезло". Конечно, процент неудачных картин очень велик, однако и на Западе фильмы ужасов переживают кризис. Связано это с повальной модой на мистику. Уступая зарубежным аналогам в качестве постановки и сюжета, наши хорроры берут самобытностью. Даже не самые удачные "Русалка" и "Яга" смотреть интересно именно за счёт их культурного кода. Конечно, он сильно осовременен, однако это всё равно является приятным бонусом.

Верю я и в Святослава Подгаевского, правда считаю, что ему пора перестать одновременно писать сценарии и режиссировать. Лучше сконцентрироваться на чём-то одном. Его фильмы, особенно "Невеста" и "Яга", прекрасно сняты. Хоть это всё ещё не уровень "Заклятья", но уже близкий к нему, учитывая разницу в бюджетах. Современные российские хорроры внешне выглядят качественно, пора подумать и над их сюжетами. Дилогия про "Пиковую Даму" подтверждает, что хороший сценарий — это значительная часть успеха. Идея создать серию фильмов ужасов, основанных на славянском фольклоре, просто чудесна, нужно лишь постараться. Желаю я удачи и другим постановщикам, в том числе и начинающим. Не мистикой единой сильны фильмы ужасов. После "Мёртвым повезло" мне прямо-таки хочется увидеть какой-нибудь крепкий российский хоррор про маньяка. Но пока на горизонте лишь "Вдова", посмотрим, что выйдет. И "Спутник", не менее интересный проект с закосом под фантастику. Будем ждать и верить.

Надеюсь, вы узнали что-то новое из этих статей. Я ещё не раз вернусь к теме российских хорроров. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить! Также буду благодарен, если в комментариях вы напишете, про какие ужастики я не сказал. Все их пересмотреть очень трудно.