О чем нужно подумать перед тем, как начать искать инвестора? Отвечает наш выпускник Виталий Полехин — руководитель Клуба инвесторов СКОЛКОВО.
1. Решить привлекать деньги и привлечь их — не одно и то же. Процесс может занять годы. А во время привлечения вы не сможете хорошо заниматься продажами и развитием компании. Любой предприниматель должен делать это самостоятельно, инвестору неинтересно говорить не с руководителем.
2. Нужно понять, как быстро вы хотите развиваться. Деньги — лишь топливо для роста. Надо оценить наличие конкурентов и то, что они делают. Также полезно будет рассмотреть возможности масштабирования вашего проекта.
3. Чем раньше вы привлекаете средства, тем меньше денег вы получите за большую долю. Если есть возможность идти дальше самостоятельно — нужно делать это.
4. Если вы привлекаете деньги для найма людей, может у вас слабая команда?
5. Если в вас не хотят вкладываться без валидации другим инвестором, то можно попробовать показать другие инструменты вашей перспективности. Консалтинг, бизнес-обучение, менторство. И самое главное — есть валидация рынком.
5. Много денег — много возможностей. Надо оценить нужно ли вам всё (все функции и проверка гипотез) и сразу. Большие ресурсы подталкивают к ненужным тратам. А то, как вы тратите деньги, будут в будущем оценивать новые инвесторы на следующих раундах. Хорошо, если траты могут обеспечить вам рост, но часто тест гипотез ведёт к потере средств.
6. Если проекту нужны «умные деньги» и помощь советом инвестора, то можно найти ментора или обращаться в консультационные советы, а не отдавать долю.
7. Если вы привлекли деньги инвестора — назад дороги нет. Поднять деньги на раунде не достижение и не праздник, а запуск секундомера. По деньгам придётся отчитываться и промедления — это плохо.
8. Чем раньше привлекаются средства, тем хуже переговорные условия для предпринимателя, так как у него ещё нет хороших показателей, а как следствие и сильной позиции.
9. Среди черт, на которые смотрят инвесторы в предпринимателе, в первую очередь стоит выделить релевантный опыт и успешно реализованные проекты (но последний пункт спорен, так как очень часты истории, когда человеку на первом проекте просто повезло).
10. Инвестор всегда более уязвим в отношениях с предпринимателем, в которого вложил деньги. Например, крупная компания может захотеть купить этот стартап и есть много вариантов, которые размоют долю инвестора или уронят её в цене. При этом сам стартапер может остаться в выигрыше. Поэтому важно понять, чего вы хотите от инвестора и как строите ваши отношения.
11. Идея — это ничто. Не нужно бояться, что её скопируют. Инвесторы точно не занимаются реализацией идеи предпринимателя. Её нужно рассказывать максимальному количеству людей. Вы сможете получить отличную обратную связь, а количество людей, которые смогут воплотить идею в жизнь — очень мало. Такие ситуации иногда происходят, когда предприниматель приходит в крупную IT-компанию: так как эти фирмы не только инвестируют, но имеют и свою разработку — они могут использовать ваши наработки.
12. Любой грамотный инвестор скажет, что время, потраченное на комплексную экспертизу проекта, окупается с лихвой. Продвинутые предприниматели изучают инвестора. Важно понимать, насколько он конфликтный и будет ли требовать возврата денег в разные моменты.
Материал подготовлен на основе выступления Виталия Полехина на мероприятии «Воскресенье в СКОЛКОВО» по теме «Стратегии развития и финансирования собственного бизнеса».