Сначала расскажу о причинах принятия моей 70-летней мамой - пенсионеркой решения о смене кредитного учреждения для зачисления пенсии по старости. Изначально пенсия зачислялась ей с момента назначения до декабря 2019 года (см. подробнее о самом алгоритме смены банка для получения пенсии) на Сберегательный вклад "Пенсионный плюс" в ПАО "Сбербанк России", а сменила кредитную организацию - на АО "Тинькофф Банк".
Негативные причины, послужившие предпосылками "расставания" моей мамы с ПАО "Сбербанк России":
- Снижение качества обслуживания и клиентского сервиса в отделениях ПАО "Сбербанк России": низкая компетентность сотрудников в отделении данного банка, расположенном рядом с нашим домом, куда приходилось изредка, но ходить ногами и тратить свои время и нервы в очередях и в разговорах с некомпетентными работниками. Вместе с тем, что сотрудники отделения не могли в последнее время (с начала 2019 года) проконсультировать мою маму по существу имеющихся у нее вопросов относительно пользования банковскими продуктами, так и навязывали в довольно сильной форме психологического воздействия оформление совершенно не нужные маме банковские продукты. Так, летом 2019 года придя в отделение (дополнительный офис) №9038/0519, расположенный по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 180, с целью получения новой дебетовой карты платежной системы Maestro взамен карты с истекшим сроком действия, мама данную карту получила, при этом, операционистом была ей (без ее на то устного / письменного согласия) выпущена дополнительно дебетовая карта с платежной системой "Мир". В результате этого по сути противоправного действия со стороны сотрудника отделения банка, и при том, что мама ни когда у меня не была высоко финансово грамотной, в течение последующих 4-х месяцев с ее сберегательного счета "Пенсионный плюс" переводились (без ее на то ведома и согласия) денежные средства в размере 8 000 рублей / каждый раз на расчетный счет, привязанный к данной выпущенной (но не полученной мамой) карты "Мир". В итоге за 4-е месяца 32 000 рублей фактически были выведены банком на сторонний расчетный счет (распоряжаться им мама не могла и не видела даже его в онлайн-банке). Когда данная ситуация по прошествии 4-х месяцев с момента начала подобных неправомерных переводов была замечена мною (решила я однажды помочь маме с просмотром выписки о движении по ее счетам), мама после получения от меня подробных инструкций сначала обратилась в колл-центр с требованием о возврате денег, а затем лично в то самое отделение ПАО "Сбербанк России". В результате маме после долгих разбирательств денежные средства в размере 32 000 рублей были выданы через кассу, но пояснений о причинах данной ситуации и извинений ни кто не принес, чем маме был нанесен существенный моральный ущерб. Возможность дистанционного решения вопросов: например, получение дебетовой карты по окончанию срока действия старой - у ПАО "Сбербанк России" отсутствует как токовая. Закрытие банковской карты, выпущенной данным банком, - это вообще эпопея, длящаяся в 45-ть календарных дней и в отделение банка надо прийти с этой целью 2 раза: 1 раз написать заявление на закрытие банковской карты, а 2 раз обратиться в тоже отделение через 45-ть дней с заявлением о закрытии расчетного счета, который ранее был привязан к данной карте. У иных крупных банков в настоящее время упрощен как порядок получения банковских карт (например, ПАО "Ситибанк" по окончанию срока действия карты заблаговременно организовывает доставку новой карты клиенту в удобное ему место), так и порядок закрытия: можно закрыть как дистанционно через колл-центр / мобильный банк, так и ограничиться только единственным походом в отделение банка;
- Наличие значительной комиссии за производство через сервисы ПАО "Сбербанк России" платежей по оплате услуг ЖКХ. Так, в 2019 году если с этой целью воспользоваться терминалом или банкоматом ПАО "Сбербанк России", то при оплате наличными комиссия составляла 2 % (не более 1 000 рублей), а при оплате картой — 1 % с максимальной суммой комиссии 500 рублей. В этом же году комиссия при оплате единого платежного документы (ЕПД) через сервисы "Сбербанк Онлайн", "Мобильный банк", "автоплатёж" — комиссия составляла 1%, но не более 500 рублей. В то время как в 2019 году у большинства крупных банков (например, у ПАО "ВТБ") комиссия за производство оплаты коммунальных платежей была отменена вообще.
- Низкие процентные ставки по вкладам: так, по имеющемуся в то время у мамы сберегательному вкладу "Пенсионный плюс" раз в три месяца начислялись проценты на сумму остатка только под 3,5% годовых. В то время как иные банки предлагали и предлагают для пенсионеров более выгодные условия размещения вкладов и выплаты по ним процентов;
- Отсутствие возможности открытия накопительных счетов;
- Резкое сокращение в пешей доступности от нашего дома родных "зеленых" банкоматов ПАО "Сбербанк России".
Экономические причины перевода пенсии в АО "Тинькофф Банк", обусловлены следующими более выгодными условиями данного банка, которые он предлагает для клиентов пожилого возраста:
- бесплатное обслуживание расчетного счета для бюджетных начислений. Для бесплатного обслуживания расчетного счета для дебетовой карты #tinkoff black должно выполняться одно из условий: при наличии 30 000 рублей на расчетном счете или при наличии более 50 000 рублей на открытом вкладе в рублях (тут в иных случаях плата — 99 рублей в месяц). Мою маму такие условия устроила, у нее открыт сберегательный вклад (с более выгодными, чем в ПАО "Сбербанк России" - 6% годовых) и обслуживание и этого расчетного счета - бесплатное. Открытие и обслуживание сберегательного вклада в АО "Тинькофф Банк" - бесплатное, сам процесс открытия, а также пополнения - очень просто и удобен (через мобильное приложение или онлайн-банк). Проценты по вкладу маме перечисляются ежемесячно на расчетный счет дебетовой карты Tinkoff Black;
- под 4% (ранее было 6%) возможно дистанционно (через мобильное приложение или онлайн-банк) открыть накопительные счета на определенные цели (в ПАО "Сбербанк России" возможности открытия таких счетов вообще не предусмотрено). Мама открыла сразу несколько: На здоровье, На отдых, На покупки одежды, переводит туда каждый месяц оставшиеся от полученной пенсии после покупок продуктов и оплаты ЖКХ деньги, понемногу ежемесячно копятся денежки. Чем мама очень довольна;
- 5% (ранее было 6%) начисления на остаток по расчетному счету на сумму не более 300 000 рублей. Относиться конкретно к расчетному счету с привязанному к банковской карте Tinkoff Black, выпускаемой отдельно от бюджетного счета с привязанной к нему картой "Мир", получать которую именно в этом банке НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. То есть моя мама изначально дистанционно открыла рублевый расчетный счет в АО "Тинькофф Банк" и получила к нему дебетовую карту Tinkoff Black. Для моей мамы данный процесс прошел максимально быстро и комфортно: через онлайн-заявку на официальном сайте https://www.tinkoff.ru/cards/debit-cards/tinkoff-black/ была отправлена заявка на получение данной дебетовой карты (необходимо было заполнить полностью паспортные данные и номер мобильного телефона), а затем НЕ НАДО было: ни куда ходить, стоять в очередях, тратить свои нервы и время - вежливый представитель банка в строго обозначенный после оформления заявки срок (дату и время) доставил маме на дом запечатанный конверт с банковской картой и договором на обслуживание расчетного счета внутри. Представитель банка подробно объяснил маме порядок активации карты, при этом, НЕ стал навязывать ни какие другие банковские продукты (типа, оформления кредитной карты). Весь процесс получения занял 15 минут и мама была очень довольна этим. После одобрения отделением ПФР заявления о смене способа получения пенсии (смены расчетного счета) пенсия теперь приходит на расчетный счет, открытый самостоятельно АО "Тинькофф Банк" непосредственно для бюджетных начислений (к этому расчетному счету привязана "виртуальная" карта национальной платежной системы "Мир". С данного расчетного счета автоматически банком перечисление суммы зачисленной пенсии происходит на расчетный счет, привязанный к дебетовой карте Tinkoff Black, с помощью которой мама в дальнейшем и производит расходные операции: оплату услуг связи и ЖКХ (без комиссии!), покупки продуктов и лекарств. Так, что в данном случае моей маме не нужен для получения пенсии обязательный с 01 июля 2020 года переход исключительное на дебетовую карту "МИР" (в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июня 2011 г. №161-ФЗ "О национальной платежной системе" (с изменениями и дополнениями от декабря 2019 года)). При выезде вместе со мной заграницу моя мама пользуется и будет продолжать спокойно пользоваться дебетовой картой Tinkoff Black с платежной системой MasterCard, которая, при этом, является мультивалютной: можно дополнительно открыть дистанционно расчетный счет к данной карте в любой валюте, необходимой для поездки (т.к. мы ездим периодически в Израиль, то у мамы дополнительно к рублевому счету открыты счета в долларах в шекелях. Пополнение данных счетов происходит также дистанционно, по более выгодному курсу по отношению к рублю, а дебетовая карта дистанционно в пару мгновений перепривязывается к нужному счету);
- возможность бескомиссионной оплаты за услуги связи и за услуги ЖКХ. Для этого необходимо зайти в мобильный банк / интернет-банк и по своему номеру: код плательщика из ЕПД / номер городского телефона / номер лицевого счета Мосэнерго / номер мобильного телефона произвести нужные платежи, что занимает минимум времени. Плюсом к этому в мобильном приложении Тинькофф банка или через интернет-банк возможно оформить информирование (подписку) о выставленных счетах и начислений по оплате счетов МГТС, Мосэнерго, ЖКУ. Данная функция удобна и нравиться моей маме: оповещение о новых начислениях и выставленных счетах приходит маме намного раньше самих платежек на бумажных носителях, что позволяет ей по поступлению пенсии заранее спланировать свои расходы;
- выгодные условия возврата денег (то есть #кэшбэк ) до 5-20% при безналичных расчетах в партнерских магазинах и 1% при остальных покупках. Для этого возможно каждые 3 месяца выбирать любимые категории, например, с января по март включительно у мамы выбрана категория "Аптеки". И в этот период времени при совершении покупок с безналичной оплатой картой Tinkoff Black на расчетный счет будет возвращаться кэшбэк в размере 5% от суммы покупки. Некоторые аптеки устанавливают дополнительно возможность кэшбэка. Например, у интернет-магазина "ЕАптека": https://www.eapteka.ru/ можно дополнительно (к 5%) получить еще возврат денежных средств в размере 4% (в период времени с 11.02 по 06.03.2020 г.), то есть в общей сумме 9% от сумм покупок в данный период;
- снятие средств без комиссии от 3 000 рублей в любом банкомате (то есть совершенно любого банка, который попался по пути, не надо помнить какие у банка есть "банки-партнеры").
Все вышеперечисленные положительные стороны перевода в АО "Тинькофф Банк" мамой своих пенсионных накоплений, начисления пенсии и иных социальных выплат, сугубо индивидуальны: кто-то может быть и не заинтересован в полном использовании вышеуказанных выгод и преимуществ, или найдет более выгодные условия в ином кредитном учреждении. #личный опыт моей мамы в целом положительный, в настоящее время она довольна АО "Тинькофф Банк", #качествожизни ее улучшилось за счет получения от данного банка приятных бонусов в виде кэшбэка и процентов, которые она может потратить для приобретения себе приятных мелочей и сладостей для радости.Из существенных минусов для пожилых людей перевода пенсии / иных социальных выплат в АО "Тинькофф Банк" хочу отметить:
- необходимость наличия у пенсионера личного компьютера / современного мобильного телефона - смартфона с последней версией операционной системы (Android / IOS). Не всякий пенсионер / иной получатель социальных выплат при современном уровне цен и уровне данных выплат может позволить себе современный компьютер / смартфон, только при участии иных родственников;
- необходимость обучения пенсионера механизмом использования компьютера / смартфона. Для пожилых людей на примере своей мамы знаю, что адаптация к пользованию новой современной техникой и технологиями происходит не всегда легко и гладко, данный процесс возможен только при постоянной помощи со стороны более молодых родственников. Мама осваивала подаренный ей на день рождения Iphone 6S в течение, примерно, 3 месяцев, постоянно задавая мне вопросы по порядку пользования им в той или иной ситуации;
- необходимость обучения пенсионера механизмом использования мобильного приложения / интернет-банка АО "Тинькофф Банк", так как отделений у этого кредитного учреждения нет в принципе, все взаимодействие с представителями банка осуществляется дистанционно: по телефону колл-центра или через чат в мобильном приложении. Этому маму я обучила через пару недель, она подробно записала алгоритмы всех ее действий для входа в мобильное приложение, но иногда все же возникают какие-то дополнительные вопросы (по кэшбэку, по акциям и пр.).
Ниже приведу немного справочной информации и сведений о финансовых показателях деятельности, а также о рейтинге обоих банков на www.banki.ru.
- ПАО "Сбербанк России" (ИНН 7707083893) зарегистрировано 20 июня 1991 года.
Сеть подразделений:
- головной офис (Москва);
- 2 представительства (Пекин, Китай; Франкфурт-на-Майне, Германия);
89 филиалов (88 – на территории РФ, 1 – Нью-Дели, Индия);
- 13 220 дополнительных офисов;
- 578 операционных офисов;
- 285 передвижных пунктов кассовых операций;
- 90 операционных касс вне кассового узла.
Владельцы:
* Банк России (ЦБ РФ) – 50,0% + 1 акция;
* акции в публичном обращении – 50,0% – 1 акция.
Доля в 45,04% (акции в публичном обращении) принадлежит юридическим лицам – нерезидентам. Общее количество владельцев банка превышает 253 тыс. акционеров.
Наблюдательный совет: Сергей Игнатьев (председатель), Геннадий Меликьян, Герман Греф, Сергей Швецов, Надежда Иванова, Белла Златкис, Ольга Скоробогатова, Максим Орешкин, Валерий Горегляд, Николай Кудрявцев, Леонид Богуславский, Александр Кулешов, Эско Ахо, Надя Уэллс.
Правление: Герман Греф (председатель, президент), Александр Ведяхин, Лев Хасис, Олег Ганеев, Белла Златкис, Светлана Кирсанова, Станислав Кузнецов, Александр Морозов, Анатолий Попов.
Финансовые показатели: на 1 августа 2019 года объем нетто-активов кредитной организации составил 28,83 трлн рублей, объем собственных средств – 4,30 трлн рублей. По итогам первого полугодия 2019 года банк демонстрирует прибыль в размере 519,67 млрд рублей.
Финансовый рейтинг: 1 место.
Народный рейтинг на https://www.banki.ru/ : 36 место. Данное обстоятельство также подтверждается негативными отзывами по обслуживанию клиентов банка, а также участившимися сообщениями в СМИ об утечке персональных данных клиентов ПАО "Сбербанк России" (последние от февраля 2020 года и от ноября 2019 года).
- АО "Тинькофф Банк" (ИНН 7710140679) зарегистрировано 28 января 1994 года.
Сеть подразделений:
- головной офис (Москва);
- 2 дополнительных офиса.
Владельцы:
- акции, находящиеся в публичном обращении на Лондонской фондовой бирже (в форме GDR), – 59,85%;
- Олег Тиньков – 40,15%.
Совет директоров: Олег Тиньков (председатель), Оливер Хьюз, Вадим Стасовский, Сергей Пирогов, Светлана Устиловская.
Правление: Оливер Хьюз (председатель), Илья Писемский, Евгений Ивашкевич, Станислав Близнюк, Наталья Изюмова, Анатолий Макешин, Валерия Павлюкова.
Финансовые показатели: на 1 октября 2019 года объем нетто-активов кредитной организации составил 534,8 млрд рублей, объем собственных средств – 91,8 млрд рублей. По итогам трех кварталов 2019 года банк демонстрирует прибыль в размере 22,2 млрд рублей.
Финансовый рейтинг: 17 место. При этом, по показателю чистой прибыли: 5 место по России, 4 место в регионе.
Народный рейтинг на https://www.banki.ru/ : 1 место. Отзывы действующих клиентов о взаимодействии с банком, получении услуг и необходимой информации при оформлении и использовании банковских продуктов - в большей части положительные. Все возможные проблемы клиентов разрешаются банком дистанционно в наиболее возможно оперативном порядке.
Сравнение финансовых показателей и народный рейтинг говорит сам за себя: АО "Тинькофф Банк" - современный надежный банк, крупный по размеру активов, работающий во всех регионах России, которому можно доверять свои накопления и нервные клетки!
Буду рада, если вышеизложенный опыт кому-то пригодиться!