Найти тему

Посещаем троллейбусную систему Хакасии - путешествие в Абакан

Заметки путешественника

Всем привет!

Сегодня я расскажу о троллейбусной системе в Абакане. Как Вам известно, Абакан - столица Хакасии, система троллейбусов единственная в регионе.

Свою историю она отсчитывает с 1976 года, когда началось строительство линии. Троллейбусная сеть, по замыслу, должна была организовывать связь между районами города и важными объектами инфраструктуры.

Троллейбус ВЗТМ-5284 следует по маршруту 3а. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВЗТМ-5284 следует по маршруту 3а. Фото: Максим Фандюшин

Запуск первого этапа осуществлён в 1980 году; 8 октября было объявлено об организации троллейбусного управления как предприятия, а уже 31го декабря был пущен первый 11-километровый участок от депо до улицы Крылова. По нему курсировало 6 троллейбусов ЗиУ-682В. 2 года спустя, линию продлили от улицы Крылова до 7-го микрорайона.

Тематический троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" следует по маршруту 10. Фото: Максим Фандюшин
Тематический троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" следует по маршруту 10. Фото: Максим Фандюшин

Следующим этапом была открыта линия от Речного вокзала до Универмага. Этот 12-километровый участок был запущен в эксплуатацию в 1983 году.

Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 3а. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 3а. Фото: Максим Фандюшин

Третий этап, реализованный годом позднее, представлен двумя линиями: от троллейбусного депо до производственного объединения "Абаканвагонмаш" и от улицы Крылова до Аэропорта.

Троллейбус ЗиУ-682Г-012 на маршруте 3а. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г-012 на маршруте 3а. Фото: Максим Фандюшин

В 1986 был запущена линия по улице Мира до ДК "Железнодорожник", открыт маршрут №5.

К началу 90-х в городе курсировало уже пять маршрутов, на которых работало порядка 40 троллейбусов.

"Музыкальный троллейбус" в Абакане. Фото: Максим Фандюшин
"Музыкальный троллейбус" в Абакане. Фото: Максим Фандюшин

Уже на рассвете 21 века, в конце 2005 года, была запущена линия в район Полярный, с открытием трех маршрутов.

В 2009 был пик троллейбусной линии, когда существовало 13 маршрутов. Правда, стоит отметить, что 5 из них, с литерой "а", всего лишь "укороты" больших маршрутов, работающие вне пик. При этом, на баланссе города числилось 23 рабочих троллейбуса. Позднее отменили маршрут №5а, а с 1 февраля 2014 года были закрыты маршруты 2,2а,6 по причине низкой рентабельности.

ВМЗ-5298.01 "Авангард" следует по улице Щетинкина. Фото: Максим Фандюшин
ВМЗ-5298.01 "Авангард" следует по улице Щетинкина. Фото: Максим Фандюшин

К 2017 году линия на "Абаканвагонмаш" была закрыта и демонтирована. В 2018 году были поставлены 5 новых низкопольных троллейбусов ВМЗ-5298.01 "Авангард", часть машин с УАХ, что позволило запустить 2 кольцевых маршрута от Трудовой улицы до ЖК "Арбан", протяжённостью в 8 км.

Троллейбус ЗиУ-682Г-012 на маршруте 5. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г-012 на маршруте 5. Фото: Максим Фандюшин

Маршруты получили номера 9 и 10, увеличив их нынешнее количество до 11. В троллейбусном парке, на январь 2020 года, имеются 27 троллейбусов, из которых на линию каждый день выходит всего 20 единиц. Помимо Авангардов, тут работают ВЗТМ-5284, различные вариации ЗиУ-682Г (012 и 016) и один БТЗ-5276-04.

ВЗТМ-5284 без пластиковой маски. Фото: Максим Фандюшин
ВЗТМ-5284 без пластиковой маски. Фото: Максим Фандюшин

Состояние троллейбусов в Абакане хорошее, контактная сеть тоже не подкачала. Тем не менее, из-за малого количества троллейбусов в городе, интервалы движения достаточно большие, а заполняемость троллейбусов высокая. Стоимость проезда на январь 2020 составляет 18 рублей. Есть один плюс: все маршруты интегрированы в навигационную систему. Если Вам нужно узнать, когда к остановке прибудет тот или иной троллейбус, вам может помочь приложение "Умный транспорт".

Троллейбус ЗиУ-682Г-016 следует по улице Крылова. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г-016 следует по улице Крылова. Фото: Максим Фандюшин

Есть ли перспективы развития у Абаканского троллейбуса? С учётом позитивного сдвига в 2018 году, есть вероятность дальнейшего развития сети. Но пока официальных планов не имеется. Возможно, в случае успешного опыта использования троллейбусов с автономным ходом, есть вероятность выхода в новые районы города.

Троллейбус "Авангард" на маршруте 9 в вечернем закате. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус "Авангард" на маршруте 9 в вечернем закате. Фото: Максим Фандюшин

На этом статья подходит к концу.

В следующей мы поговорим с Вами о трамвайной системе Ачинска.

Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал!

До новых встреч!