В этом фильме нет ни капли романтизации войны. А есть ее запах, горе, боль, усталость и дикое желание, чтобы скорей все это закончилось...
Есть просто люди, которые всегда остаются людьми, даже когда вокруг так нестерпимо долго идет война...
Фильм вышел на экраны в 1976 году и это было настоящее чудо, что его пропустили. Ведь многие считали, что как и "Проверку на дорогах",
новый фильм Алексея Германа постигнет та же участь. Он отправится на полку. Но, видимо, сам факт того, что сценаристом, как и автором повести по которой был снят фильм, был сам Константин Симонов, зрители все же увидели его.
Гениальный дуэт - Юрий Никулин и Людмила Гурченко, который сыграли главные роли, вне всяких похвал! Хотя сам Юрий Никулин сначала вовсе не хотел сниматься в роли военного корреспондента Василия Лопатина.
Говорил, что его амплуа - это комедийные роли. Что это вовсе не его роль, но Герман и Симонов его смогли уговорить.
Проблемы у Алексея Германа начались еще во время съемок. Когда в Госкино показали часть отснятого материала, они категорически потребовали заменить Никулина на другого актера.
Из воспоминаний Алексея Германа:
„Это не советский писатель, а какой-то алкаш. Это порочит наши устои!“ Требовали, чтобы я снял Никулина с картины сам.
Пообещали: иначе (я цитирую) „мы вобьем вам в спину осиновый кол, и вы никогда не будете работать в искусстве. Слово коммунистов“. (…)
Симонов пришел в ярость, узнав о происходящем, он орал этим цэкистам: „Это я придумал Лопатина, он из моей головы! Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина. Не трогайте Германа, оставьте его в покое!“ Симонов был членом ЦК, и его послушались»
Вместо Людмилы Гурченко роль Нины Николаевны могла сыграть Алла Демидова. Но на пробах был Константин Симонов и он категорически был против ее утверждения на роль. Потому, что она ему очень сильно напоминала его бывшую супругу Валентину Серову, которая и была прототипом Нины Николаевны. (Валентина Серова скончалась в декабре 1975 года, когда и снимали картину)
Герман стал искать других актрис. Хотел пригласить на пробы Алису Фрейндлих, Ларису Малеванную и Зинаиду Славину, но выбрал именно Людмилу Гурченко. Ему очень понравилась ее работа в фильме "Рабочий поселок".
Первые пробы у нее были совсем неудачные. Режиссеру не нравилось, как она плакала в кадре, переигрывала... Людмила Марковна обижалась на него,но всегда признавала гений Германа и делала как он просил.
Хотя в перерыве между съёмками они почти никогда не разговаривали. Гурченко возмущалась бытовыми условиями и постоянно высказывала ему претензии. Но это было за кадром. В кадре они потом понимали друг друга с полуслова и в итоге Людмила Марковна просто блестяще справилась с ролью.
Для режиссера было очень важно не снять фальшивое и романтичное кино, поэтому он так скрупулезно обращал внимание на детали.
Снимали фильм долго, почти год. Но Алексей Герман никогда не снимал фильмы быстро. Одну сцену он мог снимать неделями. И никто ему не смел указывать, торопить.
Перед съёмками он лично просмотрел почти всю военную документальную хронику! Даже добился того, чтобы ему показали самый настоящий военный санитарный поезд. Тогда - то он и решил, что снимать фильм будет точно в таком же составе, который едет по Средней Азии.
В такой поезд без удобств он и заселил всех актеров, чтобы они лучше прониклись тем временем. Плюс ко всему, он еще и вагон специально выстудил, чтобы они больше настрадались . В вагонах просто были выбиты стекла. Актеры ругали его за глаза, но потом все - таки признали, что он был прав и эта обстановка действительно помогла в работе над ролью.
Во время съемок у Людмилы Гурченко и Юрия Никулина были очень теплые отношения, они жили в соседних купе и помогали друг другу в работе.
Даже для массовок Алексей Герман очень требовательно отбирал актеров.
Не было никаких павильонов! Снимали в Ташкенте и Калининградской области. Для ташкентских съёмок специально пришлось искать дома и улочки в Старом городе, где еще не было налета современности.
За это его потом некоторые и упрекали. Мол, такой Ташкент - это такой красивый город, а ты грязь показал в кино...
И, конечно, нельзя не отметить пронзительный монолог летчика-капитана в поезде, которого играл Алексей Петренко.
Кстати, эта роль могла достаться Ролану Быкову, а сам Герман очень хотел, чтобы ее сыграл Василий Шукшин, но того к моменту съемок уже не было в живых.... Только Алексей Петренко согласился ехать из столицы в Среднюю Азию чтобы сыграть этот эпизод. Зато какой! Это отдельный мини- фильм, исповедь. Найдите его в интернете, пересмотрите. А лучше еще раз пересмотреть «Двадцать дней без войны». Это фильм на все времена...
Уважаемые читатели, ваши лайки очень помогают каналу. Спасибо.