Найти в Дзене
Экран

«Двадцать дней без войны». Почему актеры злились на режиссера и какая актриса могла сыграть в фильме вместо Людмилы Гурченко

В этом фильме нет ни капли романтизации войны. А есть ее запах, горе, боль, усталость и дикое желание, чтобы скорей все это закончилось...

Есть просто люди, которые всегда остаются людьми, даже когда вокруг так нестерпимо долго идет война...

Фильм вышел на экраны в 1976 году и это было настоящее чудо, что его пропустили. Ведь многие считали, что как и "Проверку на дорогах",
новый фильм
Алексея Германа постигнет та же участь. Он отправится на полку. Но, видимо, сам факт того, что сценаристом, как и автором повести по которой был снят фильм, был сам Константин Симонов, зрители все же увидели его.

Константин Симонов и Алексей Герман
Константин Симонов и Алексей Герман

Гениальный дуэт - Юрий Никулин и Людмила Гурченко, который сыграли главные роли, вне всяких похвал! Хотя сам Юрий Никулин сначала вовсе не хотел сниматься в роли военного корреспондента Василия Лопатина.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

Говорил, что его амплуа - это комедийные роли. Что это вовсе не его роль, но Герман и Симонов его смогли уговорить.

Проблемы у Алексея Германа начались еще во время съемок. Когда в Госкино показали часть отснятого материала, они категорически потребовали заменить Никулина на другого актера.

Из воспоминаний Алексея Германа:

„Это не советский писатель, а какой-то алкаш. Это порочит наши устои!“ Требовали, чтобы я снял Никулина с картины сам.
Пообещали: иначе (я цитирую) „мы вобьем вам в спину осиновый кол, и вы никогда не будете работать в искусстве. Слово коммунистов“. (…)
Симонов пришел в ярость, узнав о происходящем, он орал этим цэкистам: „Это я придумал Лопатина, он из моей головы! Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина. Не трогайте Германа, оставьте его в покое!“ Симонов был членом ЦК, и его послушались»
На съемках фильма «Двадцать дней без войны»
На съемках фильма «Двадцать дней без войны»

Вместо Людмилы Гурченко роль Нины Николаевны могла сыграть Алла Демидова. Но на пробах был Константин Симонов и он категорически был против ее утверждения на роль. Потому, что она ему очень сильно напоминала его бывшую супругу Валентину Серову, которая и была прототипом Нины Николаевны. (Валентина Серова скончалась в декабре 1975 года, когда и снимали картину)

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

Герман стал искать других актрис. Хотел пригласить на пробы Алису Фрейндлих, Ларису Малеванную и Зинаиду Славину, но выбрал именно Людмилу Гурченко. Ему очень понравилась ее работа в фильме "Рабочий поселок".

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

Первые пробы у нее были совсем неудачные. Режиссеру не нравилось, как она плакала в кадре, переигрывала... Людмила Марковна обижалась на него,но всегда признавала гений Германа и делала как он просил.

Хотя в перерыве между съёмками они почти никогда не разговаривали. Гурченко возмущалась бытовыми условиями и постоянно высказывала ему претензии. Но это было за кадром. В кадре они потом понимали друг друга с полуслова и в итоге Людмила Марковна просто блестяще справилась с ролью.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

Для режиссера было очень важно не снять фальшивое и романтичное кино, поэтому он так скрупулезно обращал внимание на детали.

Снимали фильм долго, почти год. Но Алексей Герман никогда не снимал фильмы быстро. Одну сцену он мог снимать неделями. И никто ему не смел указывать, торопить.

 Фото  со съемок фильма
Фото со съемок фильма

Перед съёмками он лично просмотрел почти всю военную документальную хронику! Даже добился того, чтобы ему показали самый настоящий военный санитарный поезд. Тогда - то он и решил, что снимать фильм будет точно в таком же составе, который едет по Средней Азии.

В такой поезд без удобств он и заселил всех актеров, чтобы они лучше прониклись тем временем. Плюс ко всему, он еще и вагон специально выстудил, чтобы они больше настрадались . В вагонах просто были выбиты стекла. Актеры ругали его за глаза, но потом все - таки признали, что он был прав и эта обстановка действительно помогла в работе над ролью.

Во время съемок у Людмилы Гурченко и Юрия Никулина были очень теплые отношения, они жили в соседних купе и помогали друг другу в работе.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

Даже для массовок Алексей Герман очень требовательно отбирал актеров.

 Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

Не было никаких павильонов! Снимали в Ташкенте и Калининградской области. Для ташкентских съёмок специально пришлось искать дома и улочки в Старом городе, где еще не было налета современности.

 Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

За это его потом некоторые и упрекали. Мол, такой Ташкент - это такой красивый город, а ты грязь показал в кино...

 фотографии со съемок фильма. Военные эпизоды снимали в Калининградской области.
фотографии со съемок фильма. Военные эпизоды снимали в Калининградской области.

И, конечно, нельзя не отметить пронзительный монолог летчика-капитана в поезде, которого играл Алексей Петренко.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

Кстати, эта роль могла достаться Ролану Быкову, а сам Герман очень хотел, чтобы ее сыграл Василий Шукшин, но того к моменту съемок уже не было в живых.... Только Алексей Петренко согласился ехать из столицы в Среднюю Азию чтобы сыграть этот эпизод. Зато какой! Это отдельный мини- фильм, исповедь. Найдите его в интернете, пересмотрите. А лучше еще раз пересмотреть «Двадцать дней без войны». Это фильм на все времена...

Уважаемые читатели, ваши лайки очень помогают каналу. Спасибо.