27.09.19 бывший министр образования и науки О. Васильева сообщила, что базовая и стимулирующая части заработной платы учителей в 2020г. будут составлять соответственно 70% и 30%. Но тогда, по выражению Гёте, «С первых строк загадка. Так ли понял я намек?».
1. Из сказанного Васильевой непонятно, то ли это её личное мнение, то ли рекомендации, то ли норма обязательная к применению? Привычная неграмотность чиновников министерства давно никого не удивляет: Васильева явно не в ладах с процентами, понятие оклада в привычном понимании сейчас уже не существует, определение заработной платы учителей концептуально, а не операционально. Если выразиться попроще, то знание 70+30 никак не помогает определить зарплату конкретного педагога!
2. Речь не идёт об увеличении фонда заработной платы, а лишь о перераспределении имеющихся денег, в таком случае некоторые регионы, школы и отдельные учителя действительно выиграют от изменений, но большинство педагогов проиграет.
3. Многочисленные комментаторы недоумевают: 70 процентов фонда оплаты труда учителей гарантированно будет уходить на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. Но ведь большинство педагогов работает на полторы ставки, есть и такие, кто работает на две. Как считать им?! Тот, кто помнит простейшие экзерсисы в 5 классе по процентам легко сообразит, что если учителя работают в среднем на полторы ставки, то полторы ставки поглотят 105% фонда заработной платы учителей. А где деньги на стимулирующую часть? См. другие возражения по поводу 70+30: https://vogazeta.ru/articles/2019/7/10/economics/8421-pochemu_zarplata_nikogda_ne_budet_70_na_30 ; https://zen.yandex.ru/media/teacher/mne-vdrug-stalo-strashno-esli-ministra-poslushaiut-i-budut-platit-70-na-30-zarplata-togda-umenshitsia-5e1b66ada1bb8700b26a5963
4. При внедрении системы 70+30 возникнет много недовольных, юридических противоречий и нестыковок. Правительству придется готовить законопроект, согласовывать его с Минэкономики и Минфином. Затем Госдума, утверждение Советом Федерации и т.д. Профсоюзы, какими бы рептильными они не были тоже скажут своё слово. Нужно будет изменять ТК. В конце концов от предложения 70+30 останутся «рожки, да ножки».
5. Кто будет определять размеры стимулирующей части? Люди со своими симпатиями и антипатиями, представлениями о том, «что такое хорошо и что что такое плохо»! Но человеку свойственно ошибаться! Я уж не говорю про такие нередкие случаи открытого произвола, сведения счетов, мести. Неизбежно многие учителя будут стараться лизнуть «кормящую руку». Новый виток подхалимажа, выстраивания отношений с директором и произвола. В день распределения стимулирующей части многие директора будут чувствовать себя богами.
6. Без малейшего риска ошибиться прогнозирую, что возникнет масса финансовых нарушений. Например, одно из нарушений хорошо известный феномен «дойных коров». Суть его в следующем: многие директора будут завышать стимулирующую часть «доверенным», а затем будут получать от них часть денег в виде «откатов». Это есть и сейчас, но после внедрения 70+30 расцветет пышным цветом.
Выводы: смело могу утверждать, что галиматья 70+30 не пройдёт. Желающим предлагаю делать ставки. Если её всё же в каком-то «улучшенном виде» «протолкнут», то школу ждёт очередной пассаж от плохого к худшему: молчаливая злость и зависть педагогов из-за денег, финансовый и юридический произвол администрации школ, увеличение власти директоров и рост подхалимажа, возрастание финансовых нарушений. 70+30 опасней, чем это кажется на первый взгляд и думаю, в ближайшее время весьма вероятны откаты к квазиуравнительному распределению зарплаты. Я против уравниловки, но уж лучше уравниловка в оплате, чем произвол директоров.
У американцев есть такое выражение, «он недостаточно умен, чтобы сделать это просто». Российские чиновники, оторванные от реальной жизни, одержимы желанием «выглядеть умнее, чем они есть на самом деле» и изобретают бесконечный велосипед. Но заработная плата - это не то, над чем нужно без конца экспериментировать. Должны быть простые, понятные и справедливые критерии выполненной работы и однозначно вытекающие отсюда алгоритмы начисления заработной платы. Ничего этого – нет! Поэтому я уверен, что с заработной платой педагогов, в ближайшие годы еще будет немало самых разных проблем.
Раз уж я вошел в роль предсказателя, то попробую сделать прогноз не чем это закончится, а как это закончится.
а) про 70+30 тихо забудут, как про очередную утопию чиновников;
или
б) этот «прожект» так «творчески» переработают, что не останется ни 70, ни 30.