Найти тему

Наставничество — лучший способ развития сотрудника

Оглавление

Люди — ключевая ценность и главное конкурентное преимущество.

Константин Коковихин

Руководитель Школы рекламных коммуникаций
Руководитель Школы рекламных коммуникаций
В вашей компании люди — это главное конкурентное преимущество и понимание бизнеса выходит за рамки «Купи—продай»? Тогда рекомендуем перейти на модель «ОТК» — работа с персоналом по принципу: обучаем, тестируем, корректируем (строим систему обучения).

Минусы отсутствия системы обучения

  • Непонимание замыслов компании.
  • Незнание продукта.
  • Неуверенные действия.
  • Недовольные клиенты.
  • Низкие продажи.
  • Потеря прибыли.

Плюсы системы обучения

  • Рост лояльности к бренду компании.
  • Рост валовой прибыли и увеличение маржинальности продуктов.
  • Удовлетворённость рабочим процессом с обеих сторон.
  • Снижение негатива от клиентов и уменьшение их естественного оттока.
  • Рост эффективности с точки зрения управления временем сотрудника.

Личный опыт руководства компаниями

Список компаний, которыми я руковожу на текущий момент: школа рекламы и дизайна «Селекция», MADD Digital — привлечение азиатских клиентов в ваш бизнес, Comma Name — креативная банда из Владивостока. Все компании работают на визионерских и адаптивных рынках. Делюсь наработками по построению системы обучения сотрудников.

Визионерский рынок. Быстроменяющийся рынок, но предсказуемый

Стратегия поведения
— Инвестировать в инновационный менеджмент и людей.
— Зарабатывать на инновационных маркетинговых продуктах.
— «Вбрасывать» продукты, которых не было раньше. Такие продукты на 100% зависят от того, есть ли у людей свободное творчество.

Адаптивный рынок. Рынок непредсказуем и стремительно меняется

Стратегия поведения
— Запускать большое количество экспериментов.
— Тестировать гипотезы и быстро масштабировать результаты.
— Оттачивать процессы клиентского менеджмента: привлечение, продажа, развитие клиентов.

Алгоритм найма, обучения и  адаптации сотрудника

  1. Формируем потребность в сотруднике
    Идём от задач и понимаем, какой сотрудник нужен. Опытный, неопытный, мальчик, девочка. Главные критерии выбора: 1) горят глаза, 2) желание учиться, 2) соответствие внутреннего состояния человека культуре компании.
  2. Описываем функции и задачи
    Детально описываем, что будет делать человек, что требуется, что дадим в замен, сколько будем платить. Соискатель пишет рассказ о себе в свободной форме.
  3. Выкладываем в открытый доступ
    На свой сайт, на HR-площадки, пишем письмо в компании по найму сотрудников, рассылаем по знакомым, мониторим рынок.
  4. Получаем резюме
    Принимаем входящие обращения. Изучаем резюме и кандидата в социальных сетях. Отбираем подходящие. Из 30 резюме 10 проходят по формальным критериям, конверсия на первом этапе 33%.
  5. Приглашаем на второй этап собеседования
    Личная встреча с руководителем направления и владельцем компании. Дружеское общение, каверзные вопросы. Из десяти прошедших на второй этап кандидатов четверо получают тестовое задание, конверсия 25%.
  6. Даём тестовое задание
    Тестовое задание зависит от должности, на которую ищем сотрудника. Для спецов по контексту — составить и презентовать рекламную кампанию в Яндексе, для специалиста по социальным медиа — предоставить примеры работ, а если нет — просим завести Инстаграм для вымышленной или работающей компании. Копирайтера просим написать статью, письмо, пост. Тестовое задание проходит один-два человека (конверсия 25%).
  7. Берём в команду
    Зачисляем сотрудника в штат без официального трудоустройства. Испытательный срок — три месяца. Этого времени хватает, чтобы понять подходит ли человек и совпадают ли его ценности с культурой компании.
  8. Труд и учёба, привязка к ЗП
    После прохождения испытательного срока устраиваем сотрудника официально. Начинается ежедневный труд и постоянная учёба. Интересно → сложно. Чем сложнее задачи, тем интереснее работа. Уровень сложности постоянно повышаем. Прохождение индивидуального плана обучения привязываем к зарплате. Выполняешь в срок — получаешь полную ЗП, опаздываешь на неделю — отнимаем 10%. Забиваешь — минус 30%. Конкретно забиваешь — увольняем, потому что ценности сотрудника не совпадают с ценностями компании.

Константин Коковихин

Руководитель школы рекламных коммуникаций
Руководитель школы рекламных коммуникаций
Статистика агентства: менеджеры по развитию клиентов учатся 1−2% рабочего времени. Наша цель: поднять этот показатель до 7%. Из восьми часов рабочего времени тридцать минут — только учёба. Кстати, это возможно только, если человек сам хочет учиться :-)

Ожидания от системы обучения

Вначале соберите ожидания каждого сотрудника. Учтите пожелания, создайте план и снизьте естественное сопротивление перед новым и неизвестным.

Ожидания сотрудников

— Пошаговая траектория развития в выбранной области.
— Рост удовлетворённости.
— Проверка знаний и рост компетенций.
— Систематизация информации и фокусировка.
— Знание продукта.
— Уверенность в действиях.
— Учиться не больше 20−30 минут в день.
— Понимание замыслов компании.

Ожидания компании

— Рост лояльности к бренду компании.
— Удовлетворённость рабочим процессом с обеих сторон.
— Рост эффективности с точки зрения управления временем сотрудника.
— Рост валовой прибыли на 10−20% в течение года и увеличение маржинальности продуктов.
— Снижение негатива от клиентов и уменьшение естественного оттока.

Накопление базы знаний в агентстве

Формируем
Историю, корпоративные ценности, семинары, вебинары, презентации, кейсы, ответы на вопросы (FAQ), файл по работе с возражениями, справочные материалы, презентации, стоимость услуг, алгоритмы работы, должностные инструкции, etc — накопленные знания структурируем и подаём в понятном виде.

Систематизируем
Создаём тематические папки на ГуглДиске и часть информации загружаем на сайт. Формируем Wiki (базу знаний и компетенций). Даём сотруднику ссылки на материалы, помогающие в работе.

Даём
Когда в компании работает 6−10 человек, обучение носит неформальный характер. Старший сотрудник, сидя на коленках, передаёт опыт младшему. Обучение происходит в дружеских разговорах, минутных встречах. Подходишь к руководителю — рассказываешь, что волнует, в чём требуется помощь, как разрешить ту или иную ситуацию — спрашиваешь совета.

При численности компании больше 6−10 человек, арендуем онлайн-платформу обучения: загружаем курсы, привязываем прохождение ко времени, вводим тесты на знание продукта обучаем, тестируем, контролируем.

Исследуем и пробуем возможности трёх платформ (Unicraft, Google Classroom и iSpring) для создания онлайн-курсов по параметрам: цена и качество, удобство использования. Google Classroom — бесплатный сервис, iSpring — очень удобный и дорогой, Unicraft по параметру цена/качество — среднего уровня.

Создание команды

Лучший вариант развития коллектива — создание сообщества друзей, понимающих друг друга с полуслова. Это достигается ежедневной работой бок-о-бок, совместным преодолением сложностей, корпоративными вечерами, дружеским общением за стопкой чая и уровнем осознанности 80−90% — величина, подсказанная интуицией и опытом.

Забудьте корпоративные тренинги на командообразование, их цель — дать ощущение команды, а не создать её. Команда складывается только из друзей, объединённых общими интересами, сплочёнными вокруг ценности, близкой каждому участнику группы. В компании мы говорим так: «Чтобы душа вибрировала и сердце откликалось».

Константин Коковихин

Руководитель Школы рекламных коммуникаций
Руководитель Школы рекламных коммуникаций
Единственный способ сформировать команду из незнакомых людей — сделать их друзьями. Других способов нет.

Контроль и результаты

1. Замеряем уровень удовлетворённости сотрудников по пяти параметрам: работа, задачи, клиенты, коллеги, отношение к руководству. Десятибалльная шкала: 0 — крайне неудовлетворён, 10 — очень доволен. Замеряем ежеквартально с помощью опроса, сделанного на Яндекс.Формах. Опросы анонимны. Считаем средний бал, при необходимости делаем опрос каждого сотрудника с указанием ФИО и должности. Стремимся к 9 баллам.

2. Раз в две недели проверяем этапы прохождения плана обучения и выполнение тестов. Собираем обратную связь, корректируем, помогаем, хвалим, штрафуем.

Ввели в систему обучение сотрудников с января 2019 года и видим положительную динамику. Сотрудники приняли нововедение, подсказывают корректировки плана и участвуют в оттачивании образовательного продукта. Хотим ввести игровую механику, чтобы люди соревновались между собой, кто быстрее выполнят задания, даст больше подсказок-изменений. Приз — поездка во Вьетнам за счёт компании на двоих человек :-)

Ввели индекс NPS (англ. Net Promoter Score) для оценки уровня удовлетворённости наших клиентов в феврале 2019.

Индекс определения приверженности потребителей товару или компании (индекс готовности рекомендовать), используется для оценки готовности к повторным покупкам.

Измерение индекса лояльности NPS включает в себя несколько шагов

  1. Потребителям предлагается ответить на вопрос «Какова вероятность того, что Вы порекомендуете компанию/товар/бренд своим друзьям/знакомым/коллегам?» по 10-балльной шкале, где 0 соответствует ответу «Ни в коем случае не буду рекомендовать», а 10 — «Обязательно порекомендую».
  2. На основе полученных оценок все потребители разделяются на 3 группы: 9−10 баллов — сторонники (promoters) товара/бренда, 7−8 баллов — нейтральные потребители, 0−6 баллов — критики (detractors).
  3. Непосредственно расчёт индекса NPS. NPS = % сторонников — % критиков.

Выводы и советы

  • Создавайте планы обучения. Возводите в систему.
  • Нанимайте людей с огнём в глазах.
  • Структурируйте знания. Делайте как для себя.
  • Поощряйте инициативу коллег. Инвестируйте в обучение.
  • Устанавливайте сроки. Привязывайте к зарплате.
  • Мотивируйте сотрудников. Выполнил — уважение коллег, похвала руководства.