Тысячи аккаунтов в Инстаграм, Фейсбук, ВКонтакте, онлайн сервис для размещения объявлений Авито, самый крупный в России торговый центр «Садовод», а также вещевые рынки по всей стране предлагают последние коллекции и популярную классику от Cartier, Chanel, Dior, Tiffany, LV и многих других люксовых брендов.
Трендовые товары по очень привлекательной цене, которая гораздо ниже, чем в официальных магазинах, обеспечивают прекрасные продажи. Как правило, большинство покупателей при покупке товаров люксовых брендов обращают внимание на логотип, символ высокого статуса и роскошной жизни. Чем больше по размеру заветный лого, чем на более видном месте он расположен, тем выше шанс приобретения.
Но какие бы приятные ощущения не вызывала подобная покупка, правда одна - приобретая через неофициальные каналы сбыта заветную вещь с любимым логотипом, покупатель становится обладателем подделки очень низкого качества. Чуда не происходит. Красивый мир «картье, диоров, луивюиттонов» все также остается не досягаем…
Итак, все начинается с логотипа или, как именует его закон, товарного знака.
Согласно ч.1 ст.1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Именно лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (далее - правообладатель), принадлежит исключительное право на товарный знак, то есть правообладателю принадлежит право использовать товарный знак и распоряжаться им не противоречащим закону способом. На практике правообладатель осуществляет свое право путем размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках, ввозятся на территорию РФ. Правообладатель может предоставить право использования товарного знака другому лицу на основании лицензионного договора.
В силу ч.3 ст.1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.
На основании ч.1 ст.1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Одним из самых популярных контрафактных товаров являются товары со знаменитым логотипом Chanel с двойной С. Данный товарный знак является общеизвестным и зарегистрирован в отношении товаров классов МКТУ 03, 18 (в том числе сумки женские) и 25. Обладателем исключительного права является компания Шанель САРЛ (Chanel SARL), Швейцария. Это значит, что только правообладатель Chanel SARL имеет право производить, предлагать к продаже, ввозить на территорию РФ товары с данным логотипом. Также Chanel SARL может передать право использования товарного знака третьим лицам по лицензионному договору. Продавцы, не имеющие заключенного лицензионного соглашения с Chanel SARL, продают контрафактный товар.
В силу п.3 ч.1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения лицензионного договора с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.
Как правило, размер убытков определяется исходя из цен на оригинальную продукцию, актуальных на дату изъятия контрафактной продукции на основе принципа, что одна единица контрафактной продукции вытесняет с рынка одну единицу оригинальной продукции. Например, руководствуясь данным принципом, в деле А41-95536/19 от 13.01.2020 суд постановил взыскать с индивидуального предпринимателя около 300 тысяч рублей за реализацию контрафактных товаров в пользу Chanel и Christian Dior.
К сожалению, защита исключительных прав на товарные знаки не отличается особой активностью в России. Согласно исследованию компании Brandmonitor, рынок контрафактных товаров процветает и на сегодняшний день его ежегодный оборот составляет 280 миллиардов рублей, что превышает легальный сегмент рынка на 13%.
Контрафактный товар – это снижение покупателей оригинальных товаров, обесценивание бренда, потеря его репутации. Но не только производители оригинальной продукции страдают от этого. Государство не получает налоги, труд работников, занятых на производстве, очень низко оплачивается, условия на производствах не соответствуют санитарным нормам, товары производятся из некачественные материалов.
На официальном сайте компании Chanel https://www.chanel.com/ru/anti-counterfeit/ размещена полезная информация о том, что следует помнить при покупке товаров Chanel в розничных магазинах и Интернете. В принципе, эти правила применимым ко всем брендам.
(I) Место – Приобретение подлинного изделия CHANEL гарантируется только при его покупке у авторизованного продавца CHANEL. Товары, продаваемые уличными торговцами или предлагаемые на вещевых рынках, частных вечеринках и неофициальных сайтах, скорее всего, окажутся поддельными. (II) Цена – Стоимость подлинного изделия CHANEL обусловлена его высоким качеством. Если цена кажется очень низкой, то, вероятно, продаваемое изделие – контрафакт. (III) Детали – Производители контрафактной продукции часто допускают ошибки в воспроизведении деталей изделия. Некачественная отстрочка, опечатки в словах или ошибки в логотипе часто являются одним из явных признаков контрафактного товара. У изделий CHANEL не бывает незначительных недостатков и не может быть «второго качества».
Пользуйтесь.