Верховный Суд направил на новое рассмотрение дело по иску уволенного инвалида II группы, который при трудоустройстве скрыл от работодателя свои проблемы со здоровьем. Решения судов нижестоящих инстанций, которые встали на сторону работодателя отменены (определение ВС от 09.12.2019 по делу № 78-КГ19-46).
Как следует из материалов дела, истец работала администратором службы в организации с апреля 2014 года. В январе 2017 года ее перевели на рабочий день длительностью 6 часов, а спустя месяц работодатель заявил, что при трудоустройстве она скрыла наличие инвалидности. В мае 2017 года женщину уволили на основании пункта 11 статьи 77 ТК РФ. Она решила, что увольнение незаконно и обратилась в суд за защитой своих прав. В иске она потребовала восстановить ее в должности, взыскать с работодателя заработную плату за вынужденный прогул и компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Судьи установили, что в ходе трудоустройства при заполнении анкеты женщина не сделала отметок в графе о состоянии здоровья, несмотря на то, что в 2008 году ей была присвоена II группа инвалидности бессрочно. Она устроилась работать пять дней в неделю по 8 часов. Менее чем через месяц, женщина предоставила в отдел кадров справку об инвалидности и программу реабилитации, в которой значится рекомендация работать не более 20 часов в неделю, что предполагает сокращенный рабочий день. При этом она лишь попросила работодателя приобщить документы к ее личному делу и не требовала специальных условий работы и изменения режима. Но спустя три года она подала заявление об установлении сокращенного рабочего времени по семейным обстоятельствам. Организация перевела ее на сокращенный режим и через месяц уволила.
Суды первой и второй инстанции подтвердили правомерность увольнения, так как работница целенаправленно скрыла наличие медицинских ограничений, а работодатель расторг трудовой договор в полном соответствии с установленной законом процедурой.
Ознакомьтесь с порядком увольнения работника в программе БухСофт. Она учитывает все нюансы трудовых отношений, составит все необходимые документы и выведет их на печать.
Правильный порядок увольнения работника →
Но Верховный Суд указал, что справка об инвалидности и программа реабилитации не подлежат обязательному предоставлению при трудоустройстве. Женщина была уволена на основании пункта 11 статьи 77 ТК РФ, но приказ об увольнении не содержит вида нарушения правил заключения трудового договора, которое стало основанием для увольнения. К тому же, программа реабилитации не носит обязательный характер и инвалид вправе ее игнорировать.
Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что увольнение, причиной которого стала инвалидность сотрудника, является одной из форм возможного проявления дискриминации. В этой связи подозрительным выглядит то, что претензии у работодателя к сотруднице возникли только спустя три года, в течение которых она успешно выполняла свои должностные обязанности.