Новый “Ревизор” в Театре Табакова - это спектакль, который многие ждали и который многим нужен. Это та самая вечная классика, об отсутствии которой так сокрушаются некоторые зрители, но при этом настолько актуальная и современная классика, что назвать спектакль скучным просто невозможно.
Как всегда - по порядку.
Уже не первый раз в Театре Табакова я наслаждаюсь режиссурой. У Сергея Газарова (режиссер) с Александром Боровским (художник-постановщик) получился тесный и маленький мирок провинциального городка, сведенный к относительно роскошному дому Городничего. Здесь, на перилах веранды, балансирует хитрец-ревизор, того и гляди сорвется. Вся “акробатическая” часть спектакля, с кувырками, балансом на одной ноге, хождением по чьим-то рукам и спусками на занавеске со второго этажа очень ээээ освежает картинку - сидишь и не знаешь, кто откуда выпадет. К концу первого действия весь этот цирк (в положительном смысле) переходит в гипнотизирующий абсурд.
Ревизор здесь - совершенно безобидный, даже невинный персонаж. Он - жертва обстоятельств, молодой и не слишком умный человек, которого "заносит" в красивую жизнь и наслаждение почестями. Он не может остановиться, выдумывая все новые истории о себе, искренне получая удовольствие от собственной хитрости и игры. Этот взгляд на текст Гоголя делает его более жизненным, но при этом и более драматичным, ведь итог все равно один, а финал произведения не переписан. "Над кем смеетесь?"... На месте любого из персонажей может оказаться кто-то из нас.
Для меня недостаток в спектакле один - очень большое количество крика, который я просто не выношу. Кричит Городничий - он вроде бы должен кричать, но не в таком же количестве, что у Машкова срывается голос. Кричат все остальные там, где кричать не особо нужно. Я надеюсь на то, что за время жизни спектакля актеры устанут так неистово орать и этот нюанс сойдет на нет.
Во всем остальном спектакль очень хорош. Прекрасные костюмы, совершенно уникальная актерская игра, которой характеризуется школа Табакова и его театр вообще. Подарок для всех зрителей, конечно же, самый молодой Ревизор в истории - 20-летний Владислав Миллер. Совершенно непонятно, откуда в этом компактном парнишке такая лавина таланта, но очень скоро вы будете ловить его имя в афише. Можете уже начинать. Абсолютная магия - наблюдать, как молодой актер гармонично вписывается в двоих “монстров” сцены - Владимира Машкова и Яну Сексте, ничуть не уступая им. Такого я давно нигде не видела, если не сказать, что за последние несколько сезонов вообще нигде.
Подросткам на спектакле было немного скучно, поэтому трезво оцените возможности молодой поросли, прежде чем тащить его сюда. Взрослые и интеллигентные люди от души смеялись над новым прочтением “Ревизора”. Спектакль для спокойного и позитивного похода в театр.
Ну а чего еще хотеть от классики. Она ведь должна просто быть. Другое дело, что хорошо, когда она существует в прекрасной форме. За этим - в Театр Табакова.
Нина Бенуа
#театроscope