Прогуливаясь по парку в поисках открытых павильонов, мы набрели на отдельно стоящий ангар, расположенный довольно далеко от остальных сооружений. Надпись на нем гласила: Мотомир — выставка раритетной мототехники. Из этого любой нормальный человек сделает однозначный вывод, что внутри дают мотоциклы. Однако, как говорится, на сарае тоже кое-что написано, но внутри там совсем другое.
Справедливости ради замечу, что несколько мотоциклов там действительно было. Вернее, насколько я помню, это был мотоцикл ПМЗ-А-750 в различных вариациях — гражданской и военной, с коляской и без. Фотографировать я его не стал, так что кому интересно, могут глянуть на него тут.
Остальное место в ангаре было занято совершенно разномастной техникой — легковой, грузовой, военной, советской, западной… На некоторых фотках это будет видно. Основная масса всего этого у меня в блоге уже была, так что я не стал фотографировать все подряд, ограничившись тем, что я увидел впервые.
ВАЗ-2122 «Река»
То, что советские вояки регулярно обращались к ГАЗу и УАЗу с требованием сделать какое-нибудь транспортное средство для нужд армии, как-то никого особо не удивляет. Но вот о том, что они с аналогичной просьбой докопались и до Волжского автозавода, я и предположить не мог. Впрочем, судя по всему, это был первый и последний раз.
Имя «Река» машина получила для маскировки — в открытом документообороте завода она проходила как «автомобиль для рыболовов и охотников». Но на самом деле машина позиционировалась как армейский автомобиль командира роты.
ВАЗ-2122, как можно догадаться из названия, был сделан на базе ВАЗ-2121 «Нива» — доработали напильником и получился вездеход-амфибия, кстати, единственный за всю историю ВАЗа. Работать напильником, правда, пришлось весьма долго — с 1976 по 1986 год. За это время было сделано шесть версий автомобиля, в каждой из которых устранялись недостатки предыдущей. В итоге получилась машина, полностью устраивающая военных, но… Это был разгар перестройки, Горбачев хотел дружить с Западом, предлагал разоружаться, на военных заводах вместо вооружений выпускать кастрюли со сковородками — в общем, усиленно торговал Родиной. В итоге денег заводу на производство ВАЗ-2122 не дали и проект был закрыт.
УАЗ-3172 «Вагон»
Автомобиль был разработан, как обычно, по заказу Минобороны СССР, которое хотело заменить им устаревших «козлов» УАЗ-469 и УАЗ-3151. Кстати, на базе последнего (но с очень большими изменениями) и была сделана новая машина. Автомобиль получил более мощный двигатель, увеличенный до 33 см клиренс, гидроусилитель руля (так что теперь водителю не нужно было качать мышцы рук), шноркель, позволяющий преодолевать водные препятствия глубиной более метра и еще кучу всего по мелочи. Также увеличилась грузоподъемность и вместимость — до 1 тонны груза или до 10 человек.
С 1991 по 1993 год было построено девять экземпляров автомобиля для проведения испытаний (которые, кстати, прошли успешно), но из-за тяжелой экономической ситуации проект был закрыт.
Говорят, что разработчик машины вдохновлялся Гелендвагеном. Хотя, на мой взгляд, тачка больше похожа на какой-нибудь из Лэнд Роверов.
УАЗ-3907 «Ягуар»
Еще одно творение Ульяновского завода, на этот раз сделанное на базе УАЗ-469 и, к тому же, водоплавающее, т.е. это автомобиль-амфибия. При этом, по воде машина передвигается не при помощи колес, как, скажем, ВАЗ-2122 «Река», а с помощью двух гребных винтов, расположенных под днищем. Кстати, во время испытаний автомобиль самостоятельно проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.
Проектировать автомобиль начали в 1976 году, а к 1989 году было изготовлено 14 опытных образцов, которые успешно прошли все испытания и были приняты на вооружение. Однако, в 1991 году, поняв, что шансы получить военный заказ на эти автомобили стремятся к нулю, завод свернул программу.
ГАЗ-311055 «Волга»
Это люксовый рестайлинговый вариант модели ГАЗ-31105. От оригинала отличается удлиненной на 300 мм колесной базой и удлиненными на 150 мм дверьми. Внутри тоже есть некоторые изменения для увеличения комфортабельности.
Производилась под заказ в 2006-2007 годах. Всего было выпущено 60 автомобилей.
AEC Mk II
Британский тяжелый бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Выпускался фирмой Associated Equipment Company (AEC) с 1941 года, на доработанной базе собственного артиллерийского тягача «Матадор». С 1941 по 1943 год было выпущено 629 бронеавтомобилей различных модификаций, активно использовавшихся британскими войсками и войсками стран Содружества во Второй мировой войне. Бронеавтомобили AEC оставались на вооружении Великобритании и в послевоенные годы, до конца 1950-х годов. После войны AEC также поставлялись в другие страны, в частности в Ливан, на вооружении которого они состояли по меньшей мере до 1976 года.
Вторая версия броневика отличается более тяжелой башней с 6-фунтовым орудием, измененной лобовой частью корпуса и мощностью дизеля в 158 л.с.
FV603 «Saracen»
Британский колесный бронетранспортер 1950-х годов. Создан фирмой «Alvis» в 1947—1952 по заказу Британской Армии, в рамках разработки семейства бронетехники различного назначения на общей базе. Серийно производился с 1953 по 1970 год, всего было выпущено, по разным данным, от 1049 до 1838 бронетранспортеров этого типа в различных вариантах. Из выпущенных машин 603 поступили на вооружение Британской Армии, в которой они оставались основным типом бронетранспортера вплоть до 1960-х годов, после чего использовались на второстепенных ролях по меньшей мере до 1980-х годов, и по состоянию на 2007 год, все еще окончательно не сняты с вооружения. Значительное количество «Сарацинов» было также поставлено на экспорт в ряд стран, и кое где они все еще остаются на вооружении.
Одним из крупнейших военных конфликтов, в котором участвовали бронетранспортеры «Сарацин», является кувейтско-иракская война 1990 года. Перед войной у Кувейта имелось 130 таких бронетранспортеров. В ходе двух дней войны все они были уничтожены или захвачены.
Forand & Delorn B-3
Канадский специальный бронированный гусеничный транспортер (снегоход) времен Второй мировой войны, выпускавшийся американской фирмой «Форанд и Делорн». Машина была предназначена для разведывательных и специальных миссий в глубоком снегу и на мягких грунтах. При необходимости её можно было использовать для перевозки грузов, для перевозки лыжников или в качестве машины скорой помощи.
Вес машины составлял около 4.3 т. Легкая броня обеспечивала защиту экипажа от пуль стрелкового оружия, осколков мин и гранат. Транспортер развивал среднюю скорость на пересеченной местности около 13.5 км/ч, на дороге — до 48 км/ч, с пробегом до 190 км на дороге и 100 км на бездорожье.
Основным вооружением транспортера был 7.7-мм пулемет Брен с эффективной дальностью 1510 метров и скорострельностью 500 выстрелов в минуту. Вспомогательным оружием был американский 11,43 мм. ПП Томпсона.
Продолжение следует…