Когда речь идет о технологических инновациях, мы, как правило, представляем нечто видимое и осязаемое, например новые электронные устройства и самоуправляемые автомобили. Но нередко забываем, что многие очень важные инновации имеют мало общего с технологиями. Это в большей степени относится к инновациям бизнес-моделей, хотя люди и в глубокой древности внедряли новшества в организацию и ведение бизнеса.
Когда крупные торговцы Вавилонии и Ассирии решили выдавать ссуды земледельцам и мелким торговцам, которые перевозили зерно из одного города в другой, они фактически внедрили свою бизнес-модель, создав примитивную форму банковского дела. Затем кому-то пришла в голову идея, что торговец может заплатить дополнительную сумму за прощение долга в случае потери или кражи груза. Так была создана другая инновационная бизнес-модель — ее мы сегодня называем страхованием. Ростовщики в древнегреческих и римских храмах однажды решили принимать вклады, тем самым положив начало очень прочной инновационной бизнес-модели в банковской деятельности.
Средневековые гильдии тоже стали прорывной бизнес-моделью, как и Голландская Ост-Индская компания, которая явила миру концепцию публичного акционерного общества. Супермаркеты и торговые сети были новаторскими для своего времени бизнес-моделями. Инновации бизнес-моделей трансформируют общества и экономики на протяжении тысячелетий, и вряд ли кто-то стал бы утверждать, что их эффект менее значителен, чем влияние технологических инноваций. Конечно, не все технологические инновации имеют прорывной эффект микропроцессора или телефона. Точно так же и не все бизнес-модели обладают трансформационным характером, как первый банк или первый страховщик.
Аналогию можно провести и с дополнительными инновациями: в технологиях это, к примеру, улучшенный экран на вашем смартфоне, а в бизнес-процессах — бесплатная доставка у интернет-ритейлеров. Бесспорно одно: если вы не думаете об инновациях бизнес-модели как о части вашего инновационного портфеля, то можете упустить большие возможности или, что еще хуже, подвергнуть себя серьезным угрозам. Клейтон Кристенсен много писал о подрывных инновациях бизнес-моделей, об их потенциале трансформации отраслей и о том, как они ведут одни компании к процветанию, а другие обрекают на гибель.
Для большинства топ-менеджеров, с которыми я встречаюсь, сила новаторских бизнес-моделей очевидна. Менее понятно, как именно разрабатывать и внедрять эффективные и потенциально трансформационные инновации в этой области. Это во многом связано с неопределенностью самого понятия. Большинство разговоров об инновациях бизнесмоделей ведутся без четкого понимания того, что такие изменения собой представляют. Термин «бизнес-модель» часто используется в качестве синонима стратегии либо для описания структуры бизнеса или потоков поступления доходов. В литературе по этому вопросу тоже нет однозначного ответа.
Быстрый просмотр определений являет взору множество абстрактных терминов, таких как «платформа», «структура», «миссия», «обоснование» и т. д. Трудно представить, что можно достичь успехов в инновациях бизнес-моделей, даже не договорившись о том, что такое бизнес-модель! Итак, сначала мы попытаемся изучить это понятие и максимально его конкретизировать.
Подписывайтесь на канал и оставайтесь в курсе новостей литературы, читайте первыми фрагменты книжных новинок и рецензии на книги.