За разгадку этого фокуса британский иллюзионист Дж.Мэскелин в 1907 году предложил неслыханную по тем временам сумму - 5000 фунтов. Это вознаграждение обещали выплачивать в течение года тому, кто повторит трюк индийских факиров. Награда так и не нашла своего героя.
Под мелодичные звуки флейты из корзины факира поднимается толстая веревка и устремляется вертикально вверх. К веревке подходит ребенок, помощник мага, и быстро взбирается по ней, практически исчезая из вида. Через некоторое время случается непоправимое - мальчик падает вниз. У зрителей замирают сердца, но ловкий паренек тут же встает, невинно улыбаясь. Все аплодируют, восхищаясь увиденным чудом.
Этот удивительный трюк, происходящий на глазах публики, без каких-либо приспособлений, ширм и механизмов, не давал покоя людям с давних времен. Его первое упоминание можно прочитать в записках ибн Баттуты, арабского путешественника, который якобы видел этот фокус в 1346 году в китайской провинции Чжэцзян.
За это время выдвигалось много различных теорий. По одной из них, в этом шоу, кроме двух видимых участников, есть еще третий, которого зрители не видят. Он тянет веревку вверх с помощью очень тонкого каната, неразличимого в сумерках.
Приверженцы всего сверхъестественного считают, что факир, ритмично повторяя свой напев, вводит зрителей в транс. Слушая его слова, присутствующие видят то, о чем он им говорит, а не то, что происходит на самом деле.
Рациональные умы также нашли объяснение этому феномену. Капитан Руперт Гулд в 1944 году изложил свое видение на страницах одного из научных журналов. Он считал, что используемая веревка на самом деле не веревка, а набор бамбуковых звеньев с пазами.
Поднимаясь вверх, они соединялись друг с другом и превращались в жесткий прут, который мог некоторое время выдерживать вес ребенка. А обстановка таинственности, вечернее время и монотонное пение факира отвлекали зрителей от технических нюансов.