Найти тему
Авиа.Дзен

Чем страшна турбулентность

Пилоты и стюардессы турбулентность чаще называют «болтанкой», а происходит это название от латинского "turbulentus" - бурный, беспорядочный или "turbulentis" - непокорный.

Самолет в процессе полета может трясти, и иногда - довольно сильно. Это естественное явление, порожденное неравномерностью воздушной среды. Оно подобно тому, как судно испытывает качку в море из-за волн или автомобиль колбасит на неровной дороге.

Почему это происходит?

Самолет держится в воздухе за счет подъемной силы, то есть "опирается" на поток воздуха, обтекающий с высокой скоростью крыло и фюзеляж. В реальности, плотность воздуха неравномерна; в небе очень много течений, струй, завихрений, потоков, через которые самолету приходится пробиваться в процессе полета.

Причин «болтанки» много, но основные, это:

  • Изменения давления, скорости и направления ветра.
  • Сильные порывы ветра, струйные течения.
  • Волновой эффект и восходящие потоки, особенно при полёте над горами и над границей суши и воды.⠀ ⠀
  • Грозовые тучи и облака разных типов. ⠀

Трясти может при любой погоде и на любой высоте. Сила воздушных потоков может быть очень большой, направление - резко меняться, а скорости порывов и течений могут достигать 300 км/ч, и это - движение огромных масс воздуха. Самолет несоизмеримо мал - как небольшая лодка в штормовом океане.

Но при этом, опасности для самолета нет: во-первых, он на это рассчитан, а во-вторых - он податливо следует за порывами, то есть находится в потоке, и может выдержать любые возмущения атмосферы. Также, как воздушный шарик в бурлящем потоке воды - болтать его может как угодно, но он просто будет прыгать по поверхности.

Облака - это плотные области, насыщенные водяными парами. Внутри - другая температура и давление, чем снаружи. Чем больше и плотнее туча, тем более сильные возмущения происходят внутри неё и даже на значительном расстоянии от неё.

При полетах над гористой местностью турбулентность всегда есть. Дело в том, что горы очень сильно отклоняют ветер, который дует вдоль поверхности земли. Воздушный поток завихряется, стремится вверх. Эти возмущения сотрясают воздух на многие километры, ну а в салоне в это время стюардессы прекращают обслуживание, а пилот включает сигнал "пристегните ремни" Тряхнуть может так, что пассажиры из кресел повылетают - при этом небо кажется чистым и совершенно прозрачным.

Метеорадар самолета показывает грозовую активность и облачность по курсу полета, но не может предсказать резкие перемены давления и ветра // FlightSafety.com
Метеорадар самолета показывает грозовую активность и облачность по курсу полета, но не может предсказать резкие перемены давления и ветра // FlightSafety.com

Перед рейсом экипаж обязательно смотрит погоду по маршруту, и вместе с штурманами еще на земле выбирают оптимальный маршрут. Но по ходу полета метеообстановка может кардинально меняться, и тут уж не ругайте пилотов - они не нарочно. И переживать не стоит - потрясёт, да отпустит. ⠀

Также, может сильно трясти на границе моря и суши. Вода и земля прогреваются по-разному, возникает граница давления и температуры, что тоже возмущает воздушные массы. Просто будьте к этому готовы.

При заходе на посадку - самолет частенько начинает болтать из стороны в сторону и вверх-вниз - это уже термические потоки, также возникающие из-за неравномерного прогрева земли. А еще - возмущения воздуха за самолетом, который летит перед вашим - спутный след, который достигает 10 километров. Хотя интервалы и рассчитаны, чтобы минимизировать его влияние, но за большим пролетевшим самолетом воздух завихряется и колеблется еще несколько минут.

Опасна ли "болтанка"? Может ли разрушить самолет?

В истории авиации не было катастроф по причине именно турбулентности. Есть опасность получить травмы, ушибы, переломы - поэтому лучше всегда в полете оставаться пристегнутым, хотя после взлета можно ослабить ремень - достаточно, чтобы в случае внезапной болтанки вас не выбросило из кресла.

При испытаниях самолетов к крыльям прикрепляют тросы, и тянут лебедкой на изгиб, нагружая по 1000 тонн и более. Так вот, крылья при этом не ломаются. Они загибаются на 8-10 метров вверх и выдерживают. Поэтому, когда во время болтанки крылья машут с амплитудой даже в пару метров вверх-вниз, это вообще совершенно нормальное дело. Оторвать их так или сломать - невозможно, они на это рассчитаны!

На испытаниях крылья загибают аж вот так, и они не отрываются // Reddit.com⠀
На испытаниях крылья загибают аж вот так, и они не отрываются // Reddit.com⠀

Что делать, если трясет очень сильно и вообще капец как страшно?

Следуйте указаниям экипажа. Если пилоты понимают, что сейчас может довольно сильно тряхнуть (а они знают признаки) - включают табло "застегните ремни". Соответственно, лучше сразу сесть на свое место и пристегнуться, а также убрать всё, что может улететь - ноутбук, планшет, горячий чай и т.д.⠀ ⠀

Проверьте, что над вами закрыта багажная полка. Ну и не надо бояться тряски - крылья и движки от такого не отвалятся, ну а если под самолетом несколько километров воздуха - то переживать вообще не о чем. Это просто как ямы на дороге, и не более того. ⠀

Где трясет меньше всего?⠀

Самое крепкое и спокойное место в самолете - прямо над крылом. В хвосте амплитуда движений максимальна - там всегда больше всего укачивает.

В носовой части тоже большая амплитуда - но даже на первом ряду вы сидите не на краю "качелей" - там сидят пилоты, а затем располагается кухня и туалеты.

Летайте с удовольствием и подписывайтесь на Авиа.Дзен! :)

Pinterest.com
Pinterest.com