Найти в Дзене
Судострой

По проектам Damen на российских верфях построят не менее 11 судов-краболовов

Модель судна-краболова от компании Damen
Модель судна-краболова от компании Damen

Постепенно проясняется ситуация с постройкой судов для добычи #краба по результатам прошедших прошлой осенью аукционов. Прошедшие два дня можно назвать триумфальными для конструкторов Damen. По проектам голландского судостроительного гиганта уже будет построено не менее 11 судов-краболовов.

3 марта группа дальневосточных компаний "Русский краб" выбрала голландский проект 5712 для своих десяти краболовов. 4 марта на том же проекте и "Верфи братьев Нобель" остановилась компания "Аква-Инвест" из Находки.

Суда от голландских конструкторов отличает характерная "топорообразная" носовая часть с вертикальным форштевнем – "axe bow"
Суда от голландских конструкторов отличает характерная "топорообразная" носовая часть с вертикальным форштевнем – "axe bow"

Судно-краболов проекта 5712 имеет длину 57,7 м и ширину 12,6 м. Мощность главного двигателя составляет 1620 кВт, скорость полного хода – 12,6 узлов, автономность – 40 суток. Экипаж насчитывает от 20 до 32 человек.

Проект 5712 предусматривает две модификации. Для доставки 120 тонн краба в живом виде в танках объёмом 640 куб. м предназначен краболов-живовоз проекта 5712LS.

Для глубокой переработки (до 15 тонн в сутки) и заморозки (объём морозильного трюма 500 куб. м) предназначен краболов-процессор проекта 5712P.

Ещё одна особенность проекта Damen – гребной винт без насадки
Ещё одна особенность проекта Damen – гребной винт без насадки

Проектировщики Damen обещают реализовать ряд новых решений для отечественных краболовных судов в области хранения, перегрузки и переработки продукции. Все суда будут оснащаться экономичными двигателями, резервной системой электродвижения и просторным жилым блоком для экипажа.

Если взглянуть на ситуацию с постройкой #краболовов в целом, то получается следующая картина. По результатам октябрьских аукционов на отечественных верфях должно быть построено 35 судов-краболовов: 10 для Северного бассейна и 25 для Дальневосточного. Причем приоритетные условия для постройки судов для работы на Дальнем Востоке имеют местные верфи. Власти обещали реализовать на практике принцип "где ловим, там и строим". Это в теории.

Модель судна-краболова проекта 03141 / Фото: Минвостокразвития
Модель судна-краболова проекта 03141 / Фото: Минвостокразвития

На практике пока что получается несколько иначе. По состоянию на 4 марта о выборе проекта и #верфи объявили заказчики 25 судов.

  • 3 краболова-живовоза по проекту 03070 строит #завод "Пелла" в Ленинградской области: один для компании "Антей" и два для компании "Островной краб".
  • 4 краболова (два живовоза и два процессора) на основе проекта 03141 строит Восточная верфь (г. Владивосток) для компании "Дальневосточное побережье".
  • на 2 краболова проекта 03141 заключил контракты Хабаровский судостроительный завод с магаданской "Маг-Си Интернешнл".
  • 5 краболовов-процессоров проекта КСП01 (на основе норвежского ST-184) построит нижегородский завод "Красное Сормово" для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума.
  • 7 краболовов-живовозов проекта 5712LS построит Онежский ССЗ (г. Петрозаводск) для "Русского краба".
  • 3 краболова-процессора проекта 5712P для того же заказчика построит Окская судоверфь в Нижегородской области.
  • 1 краболов-живовоз проекта 5712LS построит "Верфь братьев Нобель" (Ярославская область).

Как видно, дальневосточных верфей пока всего две, и на них размещены шесть заказов. Верфи из европейской части пока явно побеждают. До мая 2020 года осталось распределить ещё 10 краболовов. Есть за что побороться: объявленная стоимость одного судна составляет порядка 1,5 млрд рублей. Будем следить за развитием событий.