Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Глубоководный спасательный аппарат у входа в подземную базу подводных лодок.

Вчера решил съездить в Балаклаву, побродить по окрестным горам, уж больно хорош был денёк. Последний раз был там прошлым летом и оказалось, что кое-что пропустил. Оказывается, сентябре у входа в подземелье был установлен глубоководный спасательный аппарат АС-20. Вот снимки, которые я сделал:

А это вид сзади:

-2

Я ранее писал о спасении с затонувших подводных лодок в разные времена, но именно об этих аппаратах не упоминал. Попробуем восстановить справедливость.

Сразу считаю нужным уточнить, что речь пойдёт именно о спасателях, а не вообще о всех подобных аппаратах, научно-исследовательских, например. Хотя и спасатели можно, конечно привлечь к исследовательским работам, но всё же основная задача у них совсем другая.

Думаю, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать - спасательный колокол имеет много недостатков. Его затруднительно использовать при волнении моря, когда судно-носитель непрерывно раскачивается, непросто опустить точно на комингс-площадку аварийной подлодки, а если она лежит на дне с креном и дифферентом, то колокол зачастую просто не сможет осуществить стыковку.

А вот если построить самоходный подводный аппарат, этакую мини-подлодку и снабдить его переходной камерой, да установить на подводную лодку-носитель, то задача сильно упростится. Лодка-носитель ляжет на грунт рядом с аварийной и пусть наверху шторм - аппарат спокойно отсоединится от неё, управляемый операторами, точно выйдет на комнгс-площадку спасаемых, заполнением своих соответствующих цистерн приобретёт необходимый крен и дифферент, с помощью манипуляторов закрепится над ней, далее присос и можно забирать людей. Несколько рейсов - и все переместятся на лодку-носитель.

В конце 1961 года на "Красном Сормове" был создан экспериментальный управляемый подводный снаряд (УПС). Одновременно подводная лодка 613 проекта была переоборудована по проекту с сатанинским номером 666 под его носитель.

-3

Никакого опыта по созданию такой техники не было, приходилось решать массу проблем, возникавших одна за другой. Начиная с материала прочного корпуса. Необходимо было максимально облегчить аппарат, в итоге выбрали алюминиево-магниевый сплав . Швы между деталями из АМг толщиной 60мм до этого никто не варил. Гидравлические манипуляторы необходимой мощности и с соответствующим крутящим моментом никогда не изготавливались. И так далее.

Тем не менее, аппарат был создан и испытан в деле. 4 ноября 1962 года на глубине 100 метров капитан-лейтенант А.И. Никитинский перешёл из пристыковавшегося к "аварийной" лодке УПС на её борт. В 1963-4 годах шли интенсивные испытания. Аппарат 58 раз садился на комингс-площадку, из них 48 раз на горизонтальную, 6 раз под углом 26 градусов и 4 раза под углом 45 градусов. Трижды выводились люди из лодки на глубине 40 метров.

После окончания исследований в 1968 году выведен из эксплуатации. Редчайший случай, но он не сгинул на какой-нибудь базе по разделке металлолома, а до сих пор стоит на постаменте у здания Российского государственного геологоразведочного университета в Москве:

-4

Следующим шагом было создание спасательных подводных снарядов проекта 1837 и его модификации 1837к.

-5

Первый из них вошёл в строй в ноябре 1971 года. Рабочая глубина до 500 метров. Был способен выводить группы спасаемых по разным данным от 10 до 20 человек. Параллельно строились автономные рабочие снаряды (АРС) проекта 1839. Именно такой я сфотографировал в Балаклаве.

Вот описание их взаимодействия. Учения в августе 1981 года на глубоководном полигоне под Ялтой. Лодка проекта 641 легла на грунт на глубине 120 метров. Спасательное судно "Эльбрус"

-6

с помощью гидроакустической станции обнаружило её и установило звукоподводную связь. АРС "АС-4" нашёл лодку на грунте, осмотрел её, очистил манипуляторами комингс-площадку, обрезав тросик аварийно-спасательного буя (вот эти манипуляторы на моём снимке):

-7

Произвёл замер течения, далее открыл манипуляторами эпроновскую выгородку на лодке, проверил готовность к подсоединению шлангов вентиляции и воздуха высокого давления. Потом сел на грунт рядом с лодкой и включил акустический маяк.

После этого прибыл спасательный снаряд "АС-5" и присосался к комингс-площадке, а АРС поднялся к судну-носителю. "АС-5" в два захода вывел из лодки 17 человек в течении 4-х часов.

Получила дальнейшее развитие и идея использовать подводную лодку-носитель. Так был создан проект 940 - подводная лодка, имевшая на себе два спасательных аппарата проекта 1837.

-8

Шифр проекта был "Ленок", под этим названием она и была в основном известна. Первая из них вошла в строй в 1976 году, вторая в 1979-м. Одна из этих лодок принимала участие в спасении экипажа затонувшей ПЛ "С-178" в октябре 1981 года. При этом спасательные аппараты не использовались. Водолазы с "Ленка" смогли переправить на свою лодку 6 человек из экипажа аварийной. Больше никого спасать им не пришлось. В 1995 и 1999 году эти лодки были списаны.

Однако с помощью таких глубоководных аппаратов было проведено большое количество подводных работ, в том числе и по подъёму затонувших объектов, общая стоимость которых превышала стоимость самих аппаратов. Например один только "АС-22" участвовал в подъёме торпедолова с глубины 155 метров, вертолёта КА-27 с глубины 150 метров, специзделия с глубины 285 метров. Лично у меня словечки "специзделие", "специальная боевая часть" вызывают стойкие ассоциации с чем-то атомным.

Довелось им обследовать и место падения южнокорейского Боинга у Сахалина, и погибший лайнер "Адмирал Нахимов".

Кстати, приходилось спасать и самих спасателей. 4 августа 2005 года аппарат «АС-28» во время погружения запутался на глубине более 180 м в рыболовецких сетях и элементах подводной системы гидрофонов, и не смог всплыть. Спасательная операция продолжалась несколько дней и к ней были привлечены спасатели Британии, США и Японии. 7 августа британский беспилотный глубоководный аппарат «Скорпион» освободил «АС-28». Все моряки, находившиеся на нём, были спасены.

Рассказ о следующих поколениях этих аппаратов займёт не меньше места, поэтому оставим его на следующий раз.

Ещё о спасении с подводных лодок:

Как спасались с подводных лодок в старое время

Легко ли выйти из затонувшей подводной лодки

............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь